По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Виртуальная сцепка

Все новые электровозы серии «Ермак», которые производятся на Новочеркасском электровозостроительном заводе, с 2021 года оснащаются интеллектуальной системой ИСАВП-РТ-М, позволяющей осуществлять вождение грузовых поездов по технологии «Виртуальная сцепка». Она активно внедряется на сети российских железных дорог, благодаря чему удается существенно повысить пропускную способность стальных магистралей.

Одной из ключевых задач ОАО «РЖД» является увеличение пропускной и провозной способности действующей магистральной сети. От этого во многом зависит наращивание темпов развития промышленности и экономики страны в целом. Существующих инфраструктурных мощностей не хватает для обеспечения перевозок ежегодно растущих объемов грузов.

«Задача повышения провозной способности имеет несколько решений. На БАМе и Транссибе строятся новые железнодорожные пути. Параллельно внедряются автоматизированные системы в локомотивном комплексе. Одна из таких технологий с середины 2000-х годов обеспечила значительное увеличение объемов перевозимых грузов за счет автоматизации вождения соединенных грузовых поездов с объединенной тормозной магистралью. Суть в том, что два состава с нормативным весом 6300 тонн объединяются в один поезд общим весом 12 600 тонн под управлением интеллектуальной системы автоматизированного вождения поездов ИСАВП-РТ, разработанной компанией «АВП Технология». Система обеспечивает управление движением грузового состава с ведущего локомотива, находящегося в голове соединенного поезда, ведомым локомотивом, расположенным в середине. Технология получила название «Жесткая сцепка». Команды управления режимами тяги и торможения с ведущего на ведомый локомотив передаются непрерывно по радиоканалу» — рассказывает советник генерального директора компании «АВП Технология» (входит в состав группы компаний «ТМХ Интеллектуальные системы») Дмитрий Тихонов.

Идея жесткой сцепки отлично себя зарекомендовала, особенно в периоды проведения «оконных» работ, когда движение осуществляется в обоих направлениях по одному пути. При этом у жесткой сцепки есть определенные ограничения, связанные с длительным временем подготовки соединенного поезда к отправлению.

В 2017 году «АВП Технология» приступила к разработке технологии, позволяющей значительно повысить эффективность жесткой сцепки. Для этого, в частности, требовалось оборудование, способное обеспечить устойчивую связь по радиоканалу между локомотивами на расстоянии не менее шести километров. В 2017– 2018 годах был проведен необходимый объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработаны необходимые средства передачи данных. С января 2019 года на участке Хабаровск II — Ружино Дальневосточной железной дороги начались испытания новой технологии, получившей название «Виртуальная сцепка», которая сняла все имеющиеся ограничения жесткой сцепки. Испытания были признаны успешными, и уже в 2020 году системами ИСАВП-РТ-М были оснащены более 400 магистральных локомотивов 3ЭС5К.

Для Цитирования:
Виртуальная сцепка. Железнодорожник. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала