По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2; 792.01

Виртуальная реальность театрализации

Коптев Лев Николаевич ФГБОУ ВПО «Санкт- Петербургский государственный экономический университет», Россия, 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21, E-mail: its@unecon.ru

В статье рассматривается соотношение двух видов реальности театрализации — виртуальной и жизненной. Делается вывод: театрализация оперирует виртуальной реальностью как видимостью, скрывающей реальность жизненную. Другой вид театрализации — театральная реальность, несущая в своей глубине духовное начало. Различение проходит по линии веры: в одном случае преобладает игра, в другом — вера в подлинность происходящего.

Литература:

1. Взаимосвязь театра и театрализованного сознания в социуме: Андреева И. М. автореф. дис. … д-ра филос. наук: 24.00.01. — Краснодар, 2006. — 40 с.

2. Театральный резонанс в повседневной жизни людей // Государс- Андреева И. твенная служба. — 2005. — № 6 (38). — С. 73–79.

3. Театр и его двойник / А. Арто; пер. с фр. и комм. С. Исаева. — М.: Арто А. Мартис, 1993. — 192 с.

4. Виртуальная реальность: попытка типологи- Багдасарьян Н. Г., Силаева В. Л. зации [Текст] / Н. Г. Багдасарьян, В. Л. Силаева // Философские науки. Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и образованию РФ (конкурс 2003 г., грант ГО2–1.4–330). — 2005. — № 6. — С. 39–58.

5. Басин Е. Я. Семантическая философия искусства / Е. Я. Басин; Рос. акад. наук, Ин-т философии, Акад. гуманит. исслед. Изд. 4-е, доп. — М.: Гуманитарий, 2012. — 346. [1] с.

6. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами. Перепечатано с синодального издания. — Напечатано в Финляндии, Mikkeli, 1999. — 1222 с.

7. Виртуальная реальность как феномен совре- Бычков В. В., Маньковская Н. Б. менного искусства // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. — М.: ИФ РАН, 2006. – С. 32–62.

8. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. — 1993. — Делез Ж. № 5. — C. 45–56.

9. Феномены человеческого бытия. — Мн.: ЗАО Изд. центр «Эко- Демидов А. Б. номпресс», 1999. — 180 с.

10. Письмо и различие / Пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого Деррида Ж. и С. Фокина. Сост. и общая ред. В. Лапицкого. — СПб.: Академический проект, 2000. — 432 с.

11. Театр как таковой. — СПб.: Изд. Н. И. Бутковской, 1912. — 118 с. Евреинов Н.

12. Театрализация жизни. [Электронный ресурс.] URL: http://gnozis. Евреинов Н. info/?q=node/565 (дата обращения: 05.11.2014).

13. Театр как таковой // Евреинов Н. Н. Демон театральности / Евреинов Н. Н. Сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. — М.; СПб.: Летний сад, 2002. — С. 31–98.

14. Идея симулякра в понимании виртуального: Кирюшин А. Н., Асташова А. Н. от Платона к постмодернизму // Гуманитарные научные исследования. — 2012. — № 8. [Электронный ресурс.] URL: http://human.snauka.ru/2012/08/1593 (дата обращения: 05.11.2014).

15. Двойственность духовной ориентации в творчестве // Известия Коптев Л. Н. РГПУ им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. — 2008. — № 12. — С. 9–18.

16. «Ангелическое» и «демоническое» в поэзии С. Есенина // Русская Коптев Л. Н. речь. — 2012. — № 4. — С. 32–36.

17. Симулякр и общество в современной Курмелева Е. М., Мещерякова Л. Ю. социальной теории // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2006. — № 2. — С. 31–46.

18. Ладов В. А. Программа спецкурса «VR-философия (философские проблемы виртуальной реальности)» / Министерство образования Российской Федерации. Томский государственный университет. Философский факультет. Кафедра гуманитарных проблем информатики. — Томск, 2002. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg:/5807 Диссертации по гуманитарным наукам. [Электронный ресурс.] URL: http://cheloveknauka.com/virtualnayarealnost-v-strukture-otnosheniy-cheloveka-i-mira#ixzz3NeiO0Cdh

19. Маковецкий Е. А. Социальная аналитика ритма: Жиль Делёз, или о спасении. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2004. — 176 с.

20. Мастерство актёра в терминах и определениях К. С. Станиславского: учебное пособие для театральных ВУЗов. Составитель М. А. Венецианова. Под ред. профессора Л. Ф. Макарьева. — М.: Издательство «Советская Россия», 1961. — 520 с.

21. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 3 (1). — М., 1971.

22. Савельева Е. А. Симулякр как новое социокультурное понятие в теории Жана Бодрийяра // Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. Общественные науки. — Ставрополь, 2010. — С. 378–379.

23. Соловьёва И. Н. Религия Станиславского // Религия и искусство. Материалы научной конференции. Гос. институт искусствознания. 19–21 мая 1997 г. — М.: ГИТИС, 1998. — С. 48–56.

24. Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8-ми томах. Т. 2 / К. С. Станиславский; Гл. ред. М. Н. Кедров. — М.: Искусство, 1954. — 424 с.

25. Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8-ми томах. Т. 3 / К. С. Станиславский; Гл. ред. М. Н. Кедров. — М.: Искусство, 1955. — 504 с.

Статья поступила 07.05.2015 г

Театрализация, как и театральность, становится сегодня предметом не только искусствоведческих, но и культурологических, и философских размышлений [1]. Предмет наших размышлений — театрализация как способ организации реальной жизни по законам театра, или «построение жизни по театральным моделям»[2]. От того, как мы представляем себе реальность жизни, зависит, какими законами театра мы воспользуемся для её построения. Реальность театра как искусства создана искусственно, она базируется на воображении, она виртуальна. Потому наш объект — соотношение реальности жизни и виртуальной реальности, что мы и собираемся рассмотреть применительно к театрализации.

Слово «виртуальный» нередко используется в значении «вымышленный», «несуществующий в действительности»[4]. Имеются и близкие по смыслу понятия: у П. Бурдье — символический капитал, у Ги Дебора — спектакль, у Ж. Бодрийяра — гиперреальность. Гиперреальность связана со словом симулякр, понимаемый как подделка, симуляция, маскировка отсутствия подлинной реальности [22. С. 378–379].

Общепризнано в среде постмодернистов утверждение виртуальной реальности как организованного пространства симулякров [14]. В рамках классической репрезентативной концепции, восходящей к Платону, симулякр представляется в качестве искусственной негативной сущности, искажающей отражаемую действительность. В тоже время имеется модель нерепрезентативная, выдвигаемая современными постмодернистами, в соответствии с которой симулякры уже не предполагают соотношения с исходными образами [17. С. 32].

Так, Жан Бодрийяр понимает симулякры как единственно доступную, открытую нам реальность, которая становится таким образом симулякративной или просто воображаемой [22. С. 378–379]. Согласно Ж. Делезу, симулякр — «изображение, лишенное сходства; образ, лишенный подобия». Делез иллюстрирует эту мысль библейским примером: «Бог сотворил человека по своему образу и подобию, но в результате грехопадения человек утратил подобие, сохранив, однако, образ. Мы стали симулякрами, мы утратили моральное существование, чтобы вступить в существование эстетическое» [8. С. 45–56].

Для Цитирования:
Коптев Лев Николаевич, Виртуальная реальность театрализации. Вопросы культурологии. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: