По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Виртуальная образовательная среда как средство повышения конкурентоспособности образовательных программ вуза

К.Б. Пригожина канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков №1, Центр гуманитарной подготовки Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова;
К.В. Тростина ст. преподаватель кафедры иностранных языков №1, Центр гуманитарной подготовки Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Цель статьи — показать на примере реализации дистанционных образовательных технологий в неязыковом вузе возможный вариант создания единого мультицелевого виртуального образовательного пространства с соблюдением преемственности в образовательной вертикали трехступенчатой системы высшей школы (бакалавриат — магистратура — аспирантура). В качестве основных методов в работе использовались проблемный, сравнительный, качественный и количественный виды анализа, основанного на эмпирическом наблюдении и полученных в ходе его проведения данных. Обозначена роль дистанционных образовательных технологий в обеспечении доступности и конкурентоспособности программ основного и дополнительного образования. Авторы предлагают принципиально новые средства обучения, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе, и дают рекомендации по организации мультицелевого виртуального образовательного пространства для реализации востребованных программ основного и дополнительного образования.

Литература:

1. Бузина Ю.Н. Преподавание иностранных языков в неязыковых вузах  // Языковые и профессиональные компетенции преподавателей и студентов в экономическом вузе: материалы XVII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. — М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2016.

2. Коробова Е.В., Миронова Д.А. Использование компетентностного подхода при обучении иностранному языку в экономическом вузе // Вопросы прикладной лингвистики. — 2014. — №14.

3. Тростина К.В. Персонал как элемент комплекса дополнительных образовательных услуг в организации высшего образования // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. — М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2016.

4. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанционное образование. — 1997. — №4.

5. Вербицкий A.A. Концепция знаковоконтекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. — 1987. — №5.

6. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения // Информатика и образование. — 2001. — №5.

7. Тихомиров В.П. Технологии ДО в России // Дистанционное образование. — 1996. — №1.

8. Хуторской А.В. Понятие и принципы дистанционной педагогики // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. — М.: ИОСО РАО, 1999.

9. Порховник Ю.М. Активные методы в области дистанционного обучения // Дистанционное образование. —1997. — №1.

10. Андрианова Г.А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении // Магистр. — 2000. — №4.

11. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Новосибирск: НИПКиПРО, 1999.

12. Лобачев С.Л., Титарев Л.Г. От информационной среды Интернет через информатизацию вуза к виртуальной образовательной среде // Дистанционное образование. — 1997. — №1.

13. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернетобучение: технологии педагогического дизайна. — М.: Камерон, 2004.

14. Lau Linda K. Distance Learning Technologies: Issues, Trends and Opportunities. Longwood University, 2000.

15. Keegan D. The impact of new technologies on distance learning stu dents // Eleed. — 2008. — Iss. 4.

16. Kennedy A. New Technology Takes the Distance Out of Distance Learning. Colorado State University. 2015. Available at: http://blog. online. colostate. edu/blog/ online-teaching/new-technology-takesthe-distance-out-of-distance-learning (Accessed 10 January 2017).

17. Perraton H. D. Distance education for teacher training. New York: Routledge, 1993.

18. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. — М.: Астрель, 2007.

19. Керимбаева Б.Т., Карлыгаш К.К  вопросу об использовании информационнокомпьютерных технологий в обучении английскому языку // Образование и наука. — 2016. — №10.

20. Фролова Г.М. Зарубежный опыт формирования профессиональной коммуникативной компетенции преподавателей иностранного языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогическиe науки. — 2011. — №609.

21. Thoms B., Eryilmaz E. How media choice aff ects learner interactions in distance learning classes // Computers and Education: Elsevier Ltd. — 2014. — Vol. 75.

22. Moore Joi L., Dickson-Deane C., Galyen K. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? // Internet and Higher Education. 2011, Vol. 14. Iss. 2. P. 129–135. Available at: http://www. sciencedirect. com/science/article/pii/S1096751610000886 (Accessed 10 January 2017).

23. Iff af Kahn. Second Language Distance Learning and Teaching: Theoretical Perspectives and Didactic Ergonomics // International Journal of Virtual and Personal Learning Environments (IJVPLE). — 2012. — Vol. 3. — Iss. 1. — Article 5.

24. Благонравова М.А., Муратова О.А., Тростина К.В. Специфика работы преподавателя при дистанционном обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2016. — №53.

25. Тарев Б.В., Тарева Е.Г. Инновационный потенциал образовательных традиций: учебник иностранного языка открытого типа // Вопросы методики преподавания в вузе. — 2014. — №3.

Одна из приоритетных задач обучения в современной системе высшего образования — формирование компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность, мобильность и профессиональную состоятельность будущего специалиста. Поскольку в информационном постиндустриальном обществе человеку требуется постоянное пополнение имеющихся знаний, многие вузы регулярно корректируют существующие и разрабатывают новые программы как по основному, так и по непрофильным направлениям профессиональной подготовки, предоставляя дополнительные образовательные услуги (ДОУ). В отношении иноязычного обучения особую актуальность приобретают подготовка студентов, стремящихся совместить работу по специальности с обучением в вузе, и помощь сотрудникам высших учебных заведений в совершенствовании владением иностранными языками для осуществления международной академической мобильности [1].

В связи с концепцией непрерывного обучения («обучение через всю жизнь» — lifelong learning) актуализируется вопрос о доступности образования в целом и иноязычного образования в частности. Правительством РФ 28 мая 2015 г. была утверждена федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг., направленная на обеспечение доступного качественного образования, отвечающего требованиям инновационного, социально ориентированного развития России1 . К основным задачам программы среди прочих относятся создание и развитие современных механизмов, содержания и технологий как основного высшего, так и дополнительного образования. Для реализации этой программы многие вузы предлагают дополнительные программы для слушателей всех форм обучения.

Новые возможности обучения, обеспечивающие доступность и конкурентоспособность профессиональной подготовки, открываются благодаря внедрению в учебный процесс и развитию технологий дистанционного обучения с опорой на личностно ориентированный и компетентностный подходы [2]. Использование данных технологий позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка и запросы работодателей и создавать гибкие адаптивные образовательные программы.

Для Цитирования:
К.Б. Пригожина, К.В. Тростина, Виртуальная образовательная среда как средство повышения конкурентоспособности образовательных программ вуза. Юрист ВУЗа. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: