По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Виноват ли хмель в похмелье?

Реклама пива до того раздразнила российское общество, что даже люди, призванные этим обществом думать и решать вопросы для всеобщей пользы, начали рассуждать о хмельном напитке только вкупе со словом «похмелье». Ничего не поделаешь: укоренилась в нашем языке эта исторически-лингвистическая неточность. Чтобы разобраться в ней, давайте заглянем в прошлое.

В некоторых источниках можно прочесть: «По мнению древних египтян, всеми правами на изобретение ХМЕЛЬНОГО НАПИТКА владеет бог Осирис. Он же по жреческим каналам передал им технологию приготовления ячменного солода. До нас дошли остатки пивоварни, владелицей которой была несравненная Нефертити. Фрески на стенах заведения изображали саму царицу, разливающую пиво через ситечко — один из способов очистки ячменного напитка от примесей. Такое ситечко имеется в Британском музее».

Все очень интересно и правильно. Кроме, пожалуй, одного. Осирис даровал людям пиво, и его изготавливали в Африке и в Европе, в Азии задолго до арийского расселения, но в нем, скорее всего, не было хмеля. Тогда в пиво добавляли различные травы, но не хмель!

Эту культуру начали использовать в пивоварении гораздо позже. Впрочем, вопрос о том, когда и где впервые стали применять хмель при изготовлении напитка, часто употребляемого с эпитетом «хмельной», вряд ли будет когда-то решен. Этимологически славянское и латинское названия хмеля очень близки (humulus — хмель) и, вероятно, являются видоизменениями одного и того же слова.

Знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней доказывал проникновение хмеля в Западную Европу еще в третьем веке нашей эры (во время Великого переселения народов) из Восточной Европы, где в это время происходил этногенез славян. По мнению некоторых ученых, таких как Виктор Ген и Богуслав Шулек, хмель впервые стал культивироваться славянами. Он был известен среди культурных растений Киевской Руси, хотя тогда продолжали собирать и дикий хмель. В летописи о договоре князя Владимира с болгарами в 935 году приводится клятва верности: «Тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавати, а хмель погрязнет...».

Хлебный бродильный напиток, напоминающий современное пиво, варили в доисторические времена на земле скифов, которой суждено было стать территорией будущей Древней Руси. Солод, пиво и хмель считались обязательной частью оброка крестьян за пользование землей. В Западной Европе пивоварство появилось позднее.

Для Цитирования:
Валерий Василевский, Виноват ли хмель в похмелье?. Общепит: бизнес и искусство. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: