По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008

Вина и искупление в киномире П. П. Пазолини

Шульц Сергей Анатольевич Россия, 344019, Ростов-на-Дону, ул. Искусственная, 2А, E-mail: s_shulz@mail.ru

Киномир П. П. Пазолини рассмотрен в статье как одно из последних проявлений высокого модернизма. В культурно-философском контексте проанализирована эволюция в трагедийном киномире Пазолини мотива вины и искупления.

Литература:

1. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. — М.: Европа, Агамбен Дж. 2011. (Пер. И. Левиной и др.).

2. Пазолини: сопротивление образу // Искусство кино. — 1998. — Аронсон О. № 8. — С. 155–156.

3. Имманентная биография. К концепции «языка реальности» Аронсон О. П. П. Пазолини // Авто — био — графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. — № 1 / Под ред. В. А. Подороги. — М.: Логос, 2001. — С. 260–281.

4. Маркиз де Сад — Пазолини // Киноведческие записки. — 1991. — Барт Р. № 12.

5. Собрание сочинений: в 7-и тт. Т. 5. — М.: Русские словари, Бахтин М. М. 1996.

6. Ворон // Боккаччо Дж. Малые произведения. — Л.: Художест- Боккаччо Дж. венная литература, 1975. (Пер. Н. Фарфель).

7. Психоанализ и психология // Вопросы философии. — 1993. — Брес И. № 12. С. 51–56.

8. Апокалиптика и социализм. (Религиозно-философские парал- Булгаков С. Н. лели.) // Булгаков С. Н. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. — М.: Наука, 1993.

9. Трагедии. — М.: Наука, 1990. — С. 52. (Пер. Ф. Ф. Зелинского). Софокл.

10. О структуре «Царя Эдипа» Софокла // Славянское и балканское Топоров В. Н. языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. — М., 1977.

11. История безумия в классическую эпоху. — СПб.: Университетская Фуко М. книга, 1997. — С. 340. (Пер. И. К. Стаф).

12. Стихотворения. Проза. Письма. — М.: Ad Marginem, 2008. — С. 283. Целан П. (Пер. М. Белорусца).

13. Еврипид — Сенека — Пазолини. (Интерпретация античного мифа Шульц С. А. в кинотрагедии Пазолини «Медея») // Филологический вестник Ростовского государственного университета. — 2005. — № 1.

14. П. П. Пазолини и Л. Н. Толстой («Теорема» и «Смерть Ивана Ильи- Шульц С. А. ча») // Slavica Tergestina. — 2012. — № 14.

15. Capitalisme et schizophrenie. P., 1972. Deleuze G., Guattari F.

16. Pasolini on Pasolini. Interviews with Oswald Stack. L., 1969.

17. Pier Paolo Pasolini: A Future Life. Roma, 1988.

Статья поступила 27.06.2015 г.

Пьер Паоло Пазолини — один из последних представителей высокого европейского модернизма. Человеческие чувства, жизнь души и духа никогда не были для него объектом узкопонятой игры или пародийного остранения.

Пазолини-режиссер возвращает в культуру давно, казалось бы, позабытый (если не считать отдельных вещей Сартра, Ануя, Беккета, «Царя Эдипа» Стравинского) жанр трагедии, который утверждает героя в самом его поражении или смерти, тем самым возвышая его. Хотя, разумеется, не все пазолиниевские фильмы являются в чистом виде трагедиями.

Парадоксальный модернистский историзм приводит Пазолини к утверждению только одного измерения времени — незавершенного длящегося настоящего: прошлое и будущее выступают только лишь отметками на шкале того же самого (моя позиция противоположна мнению О. Аронсона: [3]). В этом — источник вневременности, полумифологичности-полунатуралистичности пазолиниевского восприятия мира, восприятия отстраненно-универсализирующего и вместе с тем всегда злободневного.

В длящемся настоящем жива всякая прежняя вина, всякий бывший проступок. На языке психоанализа поглощенность темой вины интерпретировалась бы в рамках невроза или депрессии, но Пазолини, при всем своем доверии психоанализу, вкладывает в эту поглощенность также нечто сугубо интеллектуальное и философское [ср.: 7. С. 51–56; 11. С. 340]. Вина выступает как знак выделенности, своеобразная метка. Альберто Моравиа назвал тему искупления в числе важнейших для Пазолини — наряду с темами любви, смерти, революции, идеологии, мифа и чуда [17. С. 9].

Подобно античным трагикам, эта вина у автора XX в. носит в основном внеэтический характер, хотя Пазолини, безусловно, задает особое этическое измерение тогда, когда речь идет о попрании прав личности.

В трагедийной кинореальности Пазолини индивидуальность почти целиком определяется и проверяется, испытывается этим ключевым, часто остающимся позади событием, подлежащим искуплению. Происходит встреча заданного и данного, свободы и необходимости, человека и истории. Условный, несколько отвлеченный (в положительном значении) психологизм воссоздания этой ситуации соседствует с нередким авторским морализмом и попыткой метафизического исследования глубин сознания личности; данная попытка сама по себе является сильнейшей стороной модернизма вообще.

Для Цитирования:
Шульц Сергей Анатольевич, Вина и искупление в киномире П. П. Пазолини. Вопросы культурологии. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: