Реклама в России, как и рынок коммерческих услуг и товаров, развивалась бурно: многие этапы, на которые у других стран уходили десятилетия, локальные специалисты преодолевали за гораздо меньший срок. Это можно отследить по качеству креатива — через награды и номинирования российских кампаний на международных фестивалях и по резко повысившемуся уровню качества дизайна, брендинга и взаимодействия брендов с аудиторией.
При этом одна из наиболее заметных и востребованных услуг на рекламном рынке — видеопродакшн — долго предоставлялась очень узким кругом компаний, быстро ставших крупными игроками. Благодаря ограниченному количеству подрядчиков такие моменты, как реалистичность смет и соответствие предлагаемых решений поставленным задачам, сомнению не подвергались. Напротив, редкий сотрудник клиента отказывался от поездки на съемки в условные Азию, Америку или Европу или от постройки декорации, стоившей дороже покупки реального дома, даже если аналогичную «картинку» можно было получить с меньшими затратами локально и без строек.
Если менеджеры со стороны клиента и торгуются, то аргумент обычно один (в разных вариациях): «что-то очень дорого». Причем сама оценка «дороговизны» производства в силу отсутствия понимания производственных процессов носит субъективный характер и основывается на имеющемся в распоряжении десижнмейкеров бюджете. Сметы в рамках бюджета считаются «нормальными», а выходящие за них — «дорогими».
Бывают ситуации, когда клиенту необходимо увеличить затраты, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу (эти затраты на рекламу списываются) — и тогда рекламодатель хочет потратить как можно больше. Но это редкость, и в этом случае необходимости проверять сметы нет.
Так же как понятна ситуация, когда клиент точно знает, с каким режиссером или командой хочет работать, — вне зависимости от ценника. Но и это — малый процент от общего объема заказов: в подавляющем большинстве случаев все хотят качество за разумные деньги — как обычные потребители.