В 1980-е годы быстрый рост предложения товаров и услуг дал ритейлерам власть выбирать, конкуренция между производителями привела к заключению контрактов с высоким уровнем прибыли. Ритейлеры стали производить товары под собственными марками, создавая полноценные бренды. И, наконец, розничной торговле было законодательно разрешено самостоятельно устанавливать цены.
Сейчас власть постепенно переходит в руки потребителя. Причина заключается в том, что теперь у потребителя появился быстрый и легкий доступ к информации, размещенной в сети Интернет. Кроме того, в руках потребителей оказалось множество онлайн-инструментов, повышающих их информированность: ресурсы для сравнения ценовых предложений, платежные онлайн-системы, чаты и антибрендовые сайты. Все это привело к устранению информационного вакуума, мешавшего потребителю сделать оптимальный выбор.
Ритейлеры часто изобретали маркетинговые стратегии, в которых покупателю предлагалось примерить на себя роль короля. Сегодня эти ролевые игры становятся реальностью независимо от того, нравится это ритейлерам или нет. Властью не нужно наделять — умные покупатели забирают ее сами независимо от обстоятельств и чужой воли.
Завтрашний умный потребитель будет еще активнее вступать в спор, пытаясь договориться об изменении указанной в прайс-листе цены, стремясь обойтись без услуг ритейла в его привычном формате
Все так и обстоит. Но стоит заметить, что ритейлеры очень быстро уловили это настроение. Покупки действительно перетекают в Сеть. Сегодня в Глобальной паутине представлены не только крупные игроки ритейла в разных сегментах, но и компании куда скромнее. То есть торговая индустрия вполне успешно освоила виртуальное пространство. А вместе с ним и цифровой маркетинг, который позволяет простыми инструментами создавать уникальное предложение для конкретного потребителя.
Появление мобильного Интернета и увеличение скорости передачи данных, несомненно, уже оказывают влияние на поведение покупателей, и это влияние будет только усиливаться. Совсем скоро нашему взору предстанет картина, на которой все больше посетителей магазинов, считывающих штрихкоды с помощью лазерного сканирования, сравнивающих цены на товар прямо на месте в режиме онлайн, с тем чтобы затем договориться о покупке по наиболее выгодной цене.