Российские предприятия в среднем сильно отстают по уровню производительности труда от своих иностранных конкурентов. Разрыв двух-трехкратный, и это у лидеров рынка! Причины очевидны: отсутствие достаточно развитой производственной системы и культуры, необходимого уровня автоматизации и цифровизации, а также квалифицированных кадров. Именно поэтому повышение квалификации сотрудников и их переобучение стали одними из основных целей нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Поможет с решением этих задач Национальное агентство развития квалификаций.
Александр Лейбович, генеральный директор АНО «НАРК»:
«Есть такая категория, как человеческий ресурс, — люди на рынке труда, которые работают. В России их более 72 млн. От того, что собой представляют эти люди с точки зре ния профессионализма, зависят и результаты работы, и производительность труда, и то, как развивается экономика. Возьмем медицину — каждый сталкивается с врачами. Их квалификация играет очень важную роль в том, насколько качественные услуги получит человек. Или туризм: без персонала, который умеет принять гостей, провести экскурсию, хорошо обслужить в кафе, никакого туризма не будет.
Работодателю необходимо отличать квалифицированных людей от неквалифицированных, и для этого нужен инструмент. На одного ошибочно нанятого сотрудника потери компании в среднем могут составить 60–70 тыс. руб., если наняли и пришлось уволить или переобучить. Если предприятие сможет сэкономить хотя бы половину этой суммы, то, по нашим оценкам, это примерно 1 трлн руб. в год в целом по всем компаниям в России.
Наша задача — сделать рынок труда прозрачным и понятным с точки зрения квалификации и для работодателей, и для самих людей. Каждому человеку важно понимать, какой вес он имеет на рынке труда и на что может рассчитывать.
Другая сторона вопроса — система подготовки кадров: это тысячи учебных заведений, курсы повышения квалификации в компаниях. Это сфера, которая включает огромные общественные ресурсы. Это бюджетные и частные деньги, средства работодателей, которые тратятся на обучение. И хотелось бы их вкладывать эффективно, значит, мы должны понимать, какими будут результаты обучения.