По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вертикальная дифференциация вузов: возможные последствия

Разделение вузов на ведущие, привлекающие самых талантливых студентов, и университеты, где учатся все остальные, существует во всём мире, в том числе и в России, где такая вертикальная дифференциация закреплена особым статусом федеральных, опорных университетов, НИУ и Проектом 5-100. Пандемия усилила эти различия и сделала их опасными для регионов. Исследователи из лаборатории «Развитие университетов» Инобра и УрФУ изучили, какие последствия это может иметь для вузов. Статья В.А. Кокшарова, Д.Г. Сандлера, П.Д. Кузнецова, А.В. Клягина, О.В. Лешукова на эту тему вышла в журнале «Вопросы образования».

Авторы считают, что разница в потенциале российских вузов повлияла на их адаптацию к условиям пандемии. Это повлекло за собой и растущий разрыв в качестве образования и научных исследований между вузами. Для некоторых регионов может усилиться проблема оттока талантливой молодёжи в столичные вузы, что со временем отразится на их перспективах социально-экономического развития. Период пандемии продемонстрировал готовность университетов объединять усилия в преодолении возникших трудностей. Возникли предпосылки для формирования кооперационной сети вузов и их стейкхолдеров, что позволит сократить межвузовскую дифференциацию, стимулировать трансфер опыта и компетенций вузов внутри системы высшего образования.

В статье дана характеристика вертикальной дифференциации высшего образования в РФ, которая позволила одним университетам во время пандемии успешно перейти на дистанционные методы обучения, а другим — испытать существенные трудности. Проанализировано влияние карантинных мер на вузы разных типов и их экономические последствия. Авторы предложили конкретные меры по расширению кооперации между университетами и вовлечению стейкхолдеров в развитие вузов.

За последние 15 лет разрыв между вузами страны по качеству подготовки абитуриентов существенно увеличился. Сегодня половина российских регионов не обладает высокоселективными университетами, в которых средний балл ЕГЭ приёма превышает 70. Лишь 5% государственных головных вузов, не относящихся к категории ведущих, имеют доходы от НИОКР выше 10% и средний балл приёма выше 65.

К началу пандемии ведущие вузы уже активно создавали свою цифровую среду. В первые же дни и недели им удалось наладить коммуникацию сотрудников и студентов с помощью LMS и платформ, с малыми потерями перейти в дистант, создавать и запускать цифровой контент. Локдаун дал им возможность опробовать новые компетенции. Проблемы с техникой, качеством связи, неготовностью работать в дистанте, в основном, затронули массовые университеты.

В результате лучшие вузы усилили позиции, а для остальных пандемия может иметь долгие негативные последствия. В частности, больше трети ректоров ожидают, что бюджет их организаций уменьшится более чем на 10%. «Сильнее всего сократятся бюджеты небольших вузов, тех, которым недостало ресурсов и компетенций на полноценную адаптацию к новым условиям. В результате можно ожидать усиления вертикальной дифференциации системы образования», — сказано в статье.

Для Цитирования:
Вертикальная дифференциация вузов: возможные последствия. Ректор ВУЗа. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: