До выхода нового Обзора, п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 повторял п. 3 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которой форс-мажор — чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, при этом к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски:
• нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника;
• отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров;
• отсутствие у должника необходимых денежных средств;
• финансово-экономический кризис;
• изменение валютного курса;
• девальвация национальной валюты;
• преступные действия неустановленных лиц;
• если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
Более 95 % обращений бизнеса о получении заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским контрактам были отклонены из-за несоответствия форс-мажору. Об этом сообщил глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Как итог — более 95 % обращений бизнеса о получении заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским контрактам были отклонены из‑за несоответствия форс-мажору. Об этом сообщил глава Торговопромышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин. А ведь бизнесмены не зря обращаются в ТПП — в большинстве договоров прямо предусмотрено, что обстоятельство непреодолимой силы подтверждаются заключениями. При этом положение договора об обязательном подтверждении форс-мажора заключением ТПП вовсе не обязательно, но даже если в договоре такое положение есть, а заключения — нет, это не лишает стороны обратиться в суд, ко торый может признать наступление обстоятельств непреодолимой силы и в отсутствии зак лючения Т ТП. Но ВС РФ прямо об этом в своем определении не сказал (ждем второй части?).
В Обзоре ВС РФ сделал новую важную оговорку: если форс-мажор привел к тому, что должник не имеет денег для осуществления платежей, то можно констатировать невозможность исполнения в силу непреодолимой силы и освободить должника от исполнения обязательства (конечно, только на основании решения суда).