Сотрудники организации, работающие по трудовым договорам, оказывали работодателю дополнительные консультационные услуги на основании договоров ГПХ как индивидуальные предприниматели. ИФНС же посчитало, что данные договоры ГПХ на самом деле являются трудовыми. Свою позицию налоговики подтвердили следующими фактами:
● аналогичную трудовую функцию физлица выполняли в рамках трудового договора;
● заказчиком услуг была только проверяемая организация;
● местом оказания услуг значились адреса, по которым проживали предприниматели и адрес офиса проверяемой организации;
● аренда помещения исполнителями не оплачивалась;
● на территории проверяемой организации предприниматели находились 40 часов в неделю;
● согласно договору ГПХ оплату выполненных работ заказчик осуществляет в следующем порядке: 1-го числа каждого месяца выплачивается аванс; окончательный расчет осуществляется в течение 10 банковских дней со дня подписания акта приема-передачи выполненных работ. При этом доказательств фактического выполнения работ со стороны ИП в адрес организации нет.
Все это свидетельствует о том, что между организацией и предпринимателями сложились трудовые отношения, а договоры возмездного оказания услуг были заключены в целях минимизации налогообложения. В итоге налоговики оштрафовали организацию на основании ст. 123 НК РФ за неисполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ, а также доначислили налог.
Суд согласился с ИФНС, отметив, что основными признаками, позволяющими отличить трудовой договор от гражданско-правового договора, являются:
● выполнение работы по соответствующей должности либо конкретного вида работы, а не разового задания;
● подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, установленному на предприятии;
● условия оплаты труда (они определяются в соответствии с профессией, должностью, квалификацией работника);
● наличие места работы.
При этом наименование заключенного между сторонами договора не является достаточным основанием для того, чтобы отнести его к договору гражданско-правового характера. Таким образом, в данном случае исполнители по договорам возмездного оказания услуг фактически являлись работниками организации. Следовательно, инспекция правомерно доначислила компании налог и выписала штраф (постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.10.2018 № А70-13715/2017).