Налог на прибыль организаций фактически является налогом на финансовый результат, сформированный в учете по факту совершения юридическим лицом всех хозяйственно значимых действий в истекшем периоде, влияет на расчет показателей деловой активности организации. На базе этой информации акционер принимает решение о покупке или продаже акций компании, кредитор делает вывод о том, насколько рискованно давать компании заемные средства и будут ли они обеспечены залогом, инвестор решает, куда лучше вложить свои средства и насколько такие вложения будут безопасны и прибыльны.
Налог на прибыль организаций является одним из основных бюджетообразующих налогов (согласно данным Пояснительной записки «К проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [1] налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в федеральный и региональный бюджеты, по своему размеру уступает только НДС); его взимание производится с юридических лиц – хозяйствующих субъектов, которые обеспечивают основную долю прироста валового внутреннего продукта, и поэтому информация о его размере, а также порядке формирования очень важна для государственных органов, занимающихся контролем в сфере уплаты налогов и сборов.
Таким образом, информация о налоге на прибыль компаний чрезвычайно интересна широкому кругу пользователей, включая иностранных.
По оценкам специалистов, в настоящее время многие страны, включая Россию, фактически достигли передела налогообложения. Эксперты отмечают, что Российская Федерация вплотную подошла к экономически обоснованному пределу изъятия государством части национального дохода в виде налогов, сборов и пошлин.
Дальнейший рост обложения чреват снижением темпов роста экономики и застоем в основных отраслях. Эта опасность усугубляется тем обстоятельством, что во многих основных отраслях (нефтяной, газовой, металлургической) резервы дешевых, в смысле требуемых инвестиций, возможностей роста исчерпаны и в ближайшие годы рост производства потребует значительно больших, чем ранее, капиталовложений на каждую дополнительную единицу продукции [2].