Начало ХХ века было ознаменовано бурным ростом цифровых технологий, информационных и платежных систем. С увеличением возможностей смартфонов, количества приложений и широким распространением онлайн-платежей возникли и новые риски, ошибки и мошеннические схемы.
Еще 10 лет назад мы не знали таких словосочетаний и оборотов речи, как «финансовая гигиена», «финансовые привычки», «ФинЗож», «финансовая безопасность» и «финансовая культура». Теперь же словарь современного человека дополнен десятками новых понятий и терминов, связанных с постоянно меняющейся сферой финансов. Стремительный рост технологий стал причиной пристального внимания со стороны государства к усвоению гражданами финансовых знаний, их своевременной актуализации, а также к предотвращению последствий неверных финансовых решений и их предупреждению. Вот почему стало необходимо сформулировать понятие «финансовая грамотность»: это достаточный уровень знаний в области финансов, который позволяет принимать разумные решения. Подобное общее определение может быть применимо как к гражданам, так и к населению конкретного региона или всей страны. Тематика необходимых знаний, способствующих разумному и взвешенному поведению граждан, постоянно актуализируется. Принципиально важные уточнения внесены в дорожную карту реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, в частности в понятие финансовой грамотности включены инвестиционная, налоговая, пенсионная, бюджетная и цифровая грамотность, а также финансовая грамотность для предпринимателей [1].
Как отметил заместитель министра финансов РФ М.М. Котюков: «Наша стратегическая задача — создание постоянно развивающейся системы и инфраструктуры для непрерывного образования и просвещения в вопросах финансовой грамотности, системы, которая бы оперативно реагировала на новые вызовы, “ловила” запросы людей и помогала бы им быстро находить ответы на вопросы, которые возникают при принятии финансовых решений. Поэтому нам принципиально важно наладить систему подготовки и переподготовки педагогов, особое внимание уделив работе с детьми и людьми старшего поколения как самыми незащищенными перед уловками финансовых мошенников» [2].