В России растет процент людей, думающих об экологичном потреблении. Так, исследование аналитической компании NielsenIQ этого года показало, что 59 % россиян лучше относятся к брендам, в стратегии которых присутствует фокус на экологию. Более трети респондентов обращают внимание на экомаркировку, причем более половины из них согласны переплатить за ее наличие. Намерение — ещё не действие, тем не менее потребительские тенденции очевидны. Людей всё больше интересует экологическая безопасность жизненного цикла товара, уверена Татьяна Малофеева, директор по маркетингу первого в России бренда сумок и аксессуаров из биокожи яблока и кактуса. Это экологичный и этичный материал, который является альтернативой коже натуральной, а также коже искусственной, полностью сделанной из нефтепродуктов, которая присутствует на российском рынке сегодня. О том, чем биокожа отличается от экокожи и как продвигать непривычные вещи и технологии — в нашем интервью с Татьяной Малофеевой.
— Татьяна, как маркетолог с 20‑летним стажем, объясните, с чем связан интерес потребителей к экологичному происхождению товаров, и как это влияет на рынок.
— Одним из главных мировых трендов является борьба за экологичность и осознанное потребление. По данным отчета Global Fashion Agenda к 2030 г. выбросы парниковых газов в модной индустрии вырастут примерно на треть и составят 2,7 млрд м3 в год. Все больше мировых брендов создают одежду из переработанных вещей, делают выбор в пользу растительных материалов вместо натурального меха и кожи животных. Среди россиян также растет интерес к теме осознанности, гуманности и рационального потребления, и он будет только увеличиваться. Тренды на экологичность развивают технологии, это взаимосвязанные процессы. Социальное взаимодействие и потребность в экологически чистых и этических продуктах приводят к тому, что компании ставят перед собой цели по устойчивому развитию и социальной ответственности. При этом маркетинговые кампании становятся более осознанными и направленными на привлечение аудитории, разделяющей эти ценности.
— Давайте разберемся в понятиях: чем отличается биокожа, экокожа и веганская кожа?
— И экокожа, и биокожа — материалы, которые являются этичной и экологичной альтернативой натуральной коже животных. Отличие биокожи от экокожи заключается в том, что в составе биокожи, помимо полиуретана, который обеспечивает долговечность и воздухопроницаемость изделий, присутствует растительный компонент — в нашем случае кактус либо яблоко. Поэтому этот вид искусственной кожи иногда называют веганским. Сегодня для веганской кожи используется множество растительных материалов, в том числе листья ананаса, кактуса, отходы от переработки яблока и винограда и даже мицелий грибов. Такая биокожа биоразлагаема, воздухопроницаема и износостойка, что делает возможным ее использование во многих отраслях: от автомобилестроения до фэшн-индустрии. Производители биокожи заявляют о сроке годности до 10 лет, и многие мировые бренды уже успешно используют ее в своем производстве, например, Mercedes-Benz, Stella McCartney, Hermes, Gucci, Karl Lagerfeld и многие другие.
— Татьяна, объясните выгоду для бизнеса. Ведь новые технологии всегда дороги.
— Да, особенно сначала, но затем они становятся дешевле — это во-первых, а во-вторых, бизнес, который собирается жить долго, обязан быть социально ответственным, как я уже отметила. Производство веганской биокожи является более экологичным и экономичным. Например, выбросы углекислого газа в атмосферу при производстве биокожи сокращается до 15 %, по сравнению с 82 % при производстве натуральной кожи, не говоря уже об огромном расходе пресной воды и загрязнении ее красителями и дубильными веществами. Также не стоит думать, что натуральная кожа более экологична и разлагается быстрее, чем веганская биокожа. Процессы дубления кожи, при которых используются такие тяжелые металлы, как хром, формальдегид и другие, делают натуральную кожу практически неразлагаемой.
— Бренд, у истоков которого вы стоите, планирует создать в России биокожу яблока и, что важно для экономики, собирается открывать производство в России. Почему Вы пришли к такой идее?
— В настоящий момент мы закупаем материал за рубежом, что в нынешних условиях является довольно дорогим «удовольствием» — курсы валют, сложная логистика и прочее. Поэтому было принято стратегически важное решение изучить возможность производства биокожи в России. Яблок в России мы имеем достаточное количество, а значит, мы не столкнемся с проблемой нехватки сырья. Мы планируем произвести материал, который не будет уступать техническим характеристикам зарубежных известных аналогов, но по цене будет более доступен, чем европейские и другие аналоги. Это даст российским компаниям новые возможности: привлечь внимание новых потребителей, выделиться на рынке, а также получать господдержку за счет присутствия в ESG-повестке. В совокупности это положительно скажется на популяризации инновационных материалов в целом и нашей глобальной идеи — осознанного потребления и экологичного отношения к себе и к природе.
— Что посоветуете начинающим маркетологам, работающим с инновационными продуктами?
— Учиться, фантазировать и не бояться действовать! Маркетинг в России становится все более цифровым, персонализированным и осознанным. Компании активно применяют новейшие технологии и стратегии, чтобы быть максимально релевантными для своей аудитории, и при этом учитывают потребности общества в устойчивом и ответственном бизнесе. Эта отрасль продолжает развиваться и открывает новые перспективы для маркетинговых профессионалов, способных адаптироваться к быстро меняющейся среде и быть на переднем крае инноваций.