Для России проблема, связанная с высокоскоростным движением, актуальна давно. Из-за нее была прервана карьера в железнодорожной отрасли Александра Мишарина, занимавшего должность первого заместителя генерального директора «РЖД». Но есть вероятность, что в этом году ситуация изменится в лучшую сторону.
По словам Олега Белозерова, генерального директора ОАО «Российские железные дороги», в 2020 году будет начато проектирование линии Москва — Санкт-Петербург, протяженность которой составит 659 км. По предварительным оценкам, реализация проекта обойдется в 1,5 трлн руб., но точные цифры будут известны в 2022 году, после подготовки сметы.
Некоторые специалисты скептически относятся к самой идее высокоскоростной пассажирской магистрали, отмечая отсутствие целесообразности (с учетом проблем на Восточном полигоне) и невысокую вероятность ее рентабельности (учитывая, что «Сапсаны» будут исправно функционировать).
Второй Северомуйский тоннель призван решить проблему, связанную с недостаточной пропускной способностью в дальневосточном направлении. Северомуйский тоннель — 1 был введен в эксплуатацию в 2003 году, ежесуточно он способен пропускать до 16 поездов.
Новый тоннель позволит повысить объем перевозок до 100 млн т груза в год, расширив возможности российских экспортеров, а также улучшить социально-экономическое положение в Бурятии (в том числе путем появления более 3000 новых рабочих мест).
Инициатором реализации проекта, который призван расширить БАМ, является группа «Сибантрацит». Ее представители уже передали властям предложение о концессии, приступили к проектированию будущего объекта, возведению городка для строителей и заказу оборудования.
Проходка тоннеля будет производиться одновременно с двух сторон при помощи специальных щитов, оборудованных установками для опережающего разведочного бурения и комплексами цементации грунтов перед проходкой. Скорость проходки в скальных грунтах составляет 300– 500 м/мес., а в сложных условиях — 100–150 м/мес.