В строительстве существует три основные группы проблем:
- проблемы срыва установленных сроков возведения объектов;
- необоснованные и завышенные сметные расценки;
- возникновение проблем между строителями/проектировщиками и контролирующими инстанциями.
Кроме того, в практике часто возникают конфликты по линии «подрядчик — заказчик» в связи с нарушением сроков сдачи объекта в эксплуатацию, а также компенсацией выявленных нарушений в рамках гарантийного срока.
Статья 754 Гражданского кодекса РФ определяет позиции по соблюдению гарантийных обязательств: если организация, осуществившая работы в рамках договора строительного подряда, допустила нарушение, то в этом случае она несет полную ответственность перед заказчиком за несоблюдение показателей, установленных в технической документации.
Это означает, что подрядчик должен гарантировать качество по следующим направлениям:
- неудовлетворительное качество конструкций;
- дефекты, которые были сделаны в результате непрофессионального выполнения работ;
- систематическое несоблюдение техники размещения материалов;
- применение некачественных материалов.
При этом подрядчик, выполнив работы, гарантирует качество не только всего объекта в целом, но и отдельных частей созданного объекта. Пример: если части объекта явно портят внешний вид здания, то в этом случае элементы должны быть заменены на другие. Выполнение гарантийных обязательств осуществляется в разумные сроки. Оплату замены производит подрядная организация или заказчик (если подобное условие отражено в заключенном субъектами договоре).
В этой ситуации подрядчик, испортивший объект, должен выплатить компенсацию для восстановления или отремонтировать его самостоятельно. При этом к качеству ремонта предъявляются серьезные нормативные требования: объект должен быть восстановлен в точности оригинала.
На практике, конечно, этого не происходит. Наиболее известная ситуация — ремонт фасада здания в Санкт-Петербурге, где рабочие сбили барельеф Мефистофеля в 2016 г. Демона так и не смогли вернуть на прежнее место.