Современная политика государства в области энергосбережения и повышения энергоэффективности базируется на требованиях ФЗ от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который требует обязательного повышенияя энергоэффективности многоквартирных домов в процессе осуществления капремонтов.
Но Закон не решает проблему энергоэффективного усовершенствования, не определяет содержание понятия энергосервисных услуг, не стимулирует формирование рынков такого рода услуг. Закон не требует разработки правил предоставления разных видов услуг энергосервиса, это может стать причиной недобросовестной конкуренции или монополизации на рынке, которые предусмотрены Законом энергосервисных контрактов. ФЗ сейчас не относит услуги энергетического сервиса к категории коммунальных услуг, и, значит, Правительство РФ не предусматривает учет платы за такого рода услуги при расчете субсидирования нуждающимся домохозяйствам для оплаты содержания жилых помещений и коммунальных услуг, что в значительной степени ограничивает возможность предоставления услуг энергетического сервиса малыми и средними предприятиями частного сектора. Возможности оплаты мероприятий, которые выполняются по энергосервисным контрактам за счет потока наличности, который ожидается после уменьшения платежей за коммунальные ресурсы, представляются ограниченными при условии постоянного роста тарифов и достаточно высокого уровня инфляции.
Условия финансирования капремонта в соответствии с имевшим ранее место 185-ФЗ — соучастие в финансировании работ субъекта Федерации и взнос жителями 5 % от общей суммы, которая направляется на ремонт. Список реализуемых работ был ограничен требованиями ст. 15 закона и уточнен Методическими рекомендациями. Основные принципы финансирования работ были такими:
- капремонт производится только для общедомового имущества;
- объекты капремонта — только конструктивные элементы и инженерные системы, которые перечисленные в ст. 15 ФЗ 185;