По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Валерий Лукин: «Опыт и связи далеко не всегда можно купить, однако их можно получить через коммуникации»

Многие отечественные компании рано или поздно приходят к пониманию необходимости создания совета директоров. Что за этим стоит — стремление соответствовать формальным требованиям корпоративного управления или реальное желание собственников бизнеса повысить эффективность системы управления? Как формируется совет директоров и какие функции он должен выполнять? С этими вопросами редакция журнала обратилась к Валерию Лукину, сопредседателю Фонда директоров Ассоциации независимых директоров (АНД).

— Валерий Геннадиевич, в чем состоит роль совета директоров и его значение для компании?

— Совет директоров многие воспринимают как формальный орган, который предусмотрен законом и обязателен в структуре управления акционерного общества, особенно если его акции размещены на бирже. Однако на самом деле советы директоров или наблюдательные советы, по сути, являются высшим органом, решающим в первую очередь стратегические задачи предприятия.

Очень хорошую практику увидел во время работы в АФК «Система». Раз в год или раз в полгода Владимир Петрович Евтушенков собирал наблюдательный совет холдинга, в состав которого входили ведущие эксперты мирового уровня: руководители крупнейших зарубежных телекоммуникационных компаний. Кто-то из них в прошлом занимал должность руководителя компании, кто-то прежде был председателем Совета директоров — в то время это были ключевые игроки телекоммуникационного рынка. На несколько дней их приглашали в Москву, и здесь они обсуждали вопросы перспективного развития различных направлений АФК «Система». Большим плюсом этой практики было то, что, во-первых, международным экспертам такого уровня были понятны пути решения тех проблем и возможностей, которые стояли перед бизнесами «Системы» и которые для российского рынка не являлись очевидными. Во-вторых, они лично знали многих отраслевых руководителей и чиновников, которые работали на развивающихся зарубежных рынках.

Как известно, опыт и связи далеко не всегда можно купить, однако их можно получить через коммуникации. Собственно говоря, коммуникации на совете директоров и могут быть источником получения опыта и связей. Поскольку в него, как правило, входят люди, которые имеют широкие компетенции, возможно, более обширные в отдельных отраслях, чем те, которыми обладают менеджмент или бенефициар компании. И они дают более широкий взгляд на проблемные вопросы и возможности, с которыми сталкивается компания.

Валерий Геннадиевич Лукин

Для Цитирования:
Валерий Лукин: «Опыт и связи далеко не всегда можно купить, однако их можно получить через коммуникации» . Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: