По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вагон-ресторан: отечественные реалии

Если стандарты бортового питания в самолетах уже отработаны, то питание в поездах — это еще не до конца освоенная ниша. Тем интереснее исследовать вопрос о том, как обеспечить питание на борту поезда в соответствии с современными понятиями о качестве обслуживания пассажиров. Согласно международному законодательству в сфере защиты прав потребителя питание в дороге — услуга, которую каждый перевозчик предоставляет пассажирам в обязательном порядке.

Начнем с того, что в Европе существует множество железнодорожных компаний, конкурирующих друг с другом за пассажира. Однако и там вопросы питания в поездах дальнего следования не всегда просто решаемы. В России на рынке железнодорожных перевозок присутствует монополист в лице «РЖД», а расстояния, преодолеваемые отечественными пассажирскими поездами, не сравнимы по протяженности с европейскими. Это делает решение проблемы обеспечения железнодорожных пассажиров качественным питанием еще более сложной задачей. Однако попробуем хотя бы классифицировать проблему.

В настоящее время питание пассажиров в поездах можно организовывать по следующим схемам:

• Вагон-ресторан. В России традиционно расположен между 9-м и 10-м вагонами. В ресторане готовят и подают блюда в соответствии с меню той компании, которая арендует ресторан. Ниже мы рассмотрим особенности работы вагонов-ресторанов в России. В Европе такие вагоны обычно не приветствуются, поскольку удлиняют и утяжеляют состав.

• Буфетное обслуживание. Вагоны типа КБ оборудованы буфетами, где пассажир может приобрести продукты быстрого питания, бутилированные напитки, выпечку и т.п.

• Автоматизированная система. Подразумевает установку в вагонах автоматов по продаже напитков и закусок. Это позволяет одновременно сокращать издержки и увеличивать продажи. В Европе к билету бизнес-класса прилагаются жетоны, которые можно отоварить в автоматах.

• Доставка «бортового» питания. Проводники привозят заказанное заранее питание на тележках прямо в купе. В России доступно не во всех поездах, такое обслуживание обычно включено в стоимость билета.

• Свободная развозка закусок и напитков в тележках. При такой системе по поезду курсирует официант с тележкой и стандартным набором продуктов и напитков. Система вызывает нарекания, поскольку пассажир может отдыхать в момент проезда официанта и не хочет, чтобы его беспокоили.

Нужно отметить, что ни одна из перечисленных выше систем (кроме автоматизированной) не является круглосуточной, что зачастую вызывает справедливые нарекания пассажиров. И, как видим, ни одна из этих систем не может считаться идеальной. Тем не менее и пассажирам, и обслуживающим компаниям выбирать приходится именно из этих возможностей.

Для Цитирования:
Вагон-ресторан: отечественные реалии. Железнодорожник. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: