По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

В цифровых и сервисных специальностях успешные выпускники все чаще выбирают обучение в колледжах

Ученые Института образования ВШЭ установили, что одиннадцатиклассники с высоким уровнем успеваемости могут отдавать предпочтение среднему специальному образованию в колледже, если выбирают цифровые или «мягкие» профессии. При выборе таких профессий, как веб-дизайнер, специалист по маркетингу и рекламе, это позволяет им быстрее овладеть нужными навыками, опытом и начать работать.

Большинство выпускников средней школы после окончания 11-го класса поступают в вуз. Поступление в колледж для них — не приоритетный выбор. Однако с середины 2010-х гг. все больше выпускников подают заявления на поступление в колледжи. В пандемийный 2020 г. в них поступило рекордное число старшеклассников — 20,6%. Почти половина поступивших учатся платно, появился конкурс на место, а список популярных специальностей в колледжах повторил топ направлений в бакалавриате. Число поступающих в вуз при этом заметно не менялось.

Ученые установили, что после 11-го класса выпускники выбирают колледж по разным причинам. С одной стороны, доступ к высшему образованию оказывается затруднен из-за невысокого социально-экономического положения семьи и плохо продуманной стратегии поступления в вуз. С другой стороны, среднее профессиональное образование осознанно выбирают в случае «мягких» и цифровых профессий. «В этом случае колледж выступает как альтернатива вузу, ведь в нем овладеть профессиональными навыками можно быстрее и дешевле», — комментирует Вера Мальцева, старший научный сотрудник Института образования.

В рамках исследования ученые провели 31 интервью со студентами колледжей из шести регионов (Красноярский край, Москва, Московская область, Новосибирская область, Удмуртская Республика и Ульяновская область). Все респонденты поступили в колледж в 2019–2020 гг. после окончания 11-го класса. В школе у них была высокая успеваемость — средний балл в аттестате был не менее 4.

Практически все участники исследования рассчитывали на поступление в вуз после окончания 11-го класса. Лишь трое с самого начала рассматривали поступление в колледж. Однако получение среднего профессионального образования в большинстве случаев становилось вынужденным шагом.

Студентов из семей с невысоким уровнем дохода сдерживали материальные ограничения и неуверенность в себе. Они сомневались, что смогут поступить в вуз и успешно учиться в нем. У одиннадцатиклассников из более ресурсных семей путь в колледж был иным. Это не столько неудачная сдача ЕГЭ, не позволившая поступить в вуз, сколько низкая осознанность и отсутствие стратегии поступления. Респонденты практически не выбирали — рассматривали лишь один-два варианта специальностей или вузов, делали выбор в последний момент исходя из «удобных» предметов для сдачи ЕГЭ. Студенты колледжей из семей с высоким социально-экономическим положением после поступления в колледж ощущали потерю статуса — как из-за давления родителей, так и из-за личных амбиций. Большинство из них хотят поступать в вуз после окончания колледжа.

Для Цитирования:
В цифровых и сервисных специальностях успешные выпускники все чаще выбирают обучение в колледжах. Вопросы культурологии. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: