По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

В пространстве «Счастливейших дней». О значении краеведения и наследия А.Л. Бертье-Делагарда, в частности, в становлении крымского текста русской культуры

Люсый Александр Павлович АНО ВО «Институт кино и телевидения (ГИТР)», Россия, 123007, Москва, Хорошевское шоссе, 32А, E-mail: allyus1@gmail.com

Роль краеведения как местного знания в концептуализации локального текста рассматривается на примере Крымского текста. Особенность краеведения как единства теории и практики раскрывается на стыке краеведческих, искусствоведческих и архитектуроведческих исследований и журналистских расследований. При этом Семен Бобров и Александр Пушкин раскрыты как основная текстостроительная пара данного текста, а мифы Тавриды и Киммерии становятся элементами схемы Вызова и Ответа. В качестве актуального связующего звена между эпохами оказывается книга Александра Бертье-Делагарда «Память о Пушкине в Гурзуфе».

Литература:

1. Бертье-Делагард А.Л. Память о Пушкине в Гурзуфе. — СПб.: Типография Имп. Акад. наук, 1913.

2. Бобров С.С. Херсонида. — СПб., 1804.

3. Волошин М.А. Коктебельские берега. — Симферополь, 1990.

4. Зайонц Л.О. Пространственная вертикаль «тело — душа — дух» в ландшафтных моделях Семена Боброва // Wiener Slawistischer Almanach. — 2004. — Vol. 54.

5. Зайонц Л.О. Naturanaturans: К поэтике антропоморфного пейзажа у Семена Боброва // На меже меж Голосом и Эхом: сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян / Ин-т мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Новое издательство, 2007.

6. Каганский В. Краеведение — самосознание провинции и ее локальный текст // Диалог культур: поэтика локального текста. Материалы IV международной научной конференции, 9–12 сентября 2014. — Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского университета, 2014.

7. Казарин В., Новикова М., Тулуп Э. Образ Крыма в творчестве зарубежных писателей // Філологічні науки. — 2014. — № 18 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// dspace.pnpu.edu.ua/bitstream/123456789/4184/1/Kazarin.pdf (Дата обращения 01.04.2019).

8. Крым: поэтический атлас. — Симферополь: Таврия, 1989.

9. Леонов Л., Рыбаков Б., Свиридов Г., Севастьянов В. Гурзуф должен стать Пушкинским // Литературная Россия. — 21.02.1986.

10. Люсый А.П. Спасти Пушкинский мемориал // Литературная Россия. — 24.01.1986.

11. Модзалевский Б.Л. Библиотека А.С. Пушкина (Библиогр. описание). — М.: Книга, 1988.

12. Найман А.Г. Рассказы о Анне Ахматовой. — М., 2009.

13. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17 т. — М.: АН СССР, 1937-1959.

Как слово наше отзовется… «Итакъ, память о Пушкинѣ въ Гурзуфѣ нигдѣ и ни въ чемъ не сохранилась, какъ и слѣдовало ожидать; ее можно пріурочить только къ кипарису, но и то руководствуясь лишь словами самого поэта, а не на основѣ мѣстной памяти. Пожалуй, еще и деревенскій фонтанъ имѣетъ нѣкоторую связь съ памятью о Пушкинѣ, а прочее указываемое въ этомъ смыслѣ занесено почитателями поэта извнѣ, безъ самомалѣйшаго основанія. Здѣсь полный просторъ нашему воображенію, но не исторической правдѣ.

Можетъ быть такое заключеніе этихъ изысканій покажется досаднымъ; сознаюсь, что во мнѣ родилось то же чувство, но надобны ли мелочные, вещественные знаки памяти о томъ, кто говорилъ:

Я памятникъ себѣ воздвигъ нерукотворный,

Къ нему не заростетъ народная тропа,

и по чьему слову такъ и сталось» [1. С. 155].

Так завершается статья известного ученого и крымоведа «Память о Пушкине в Гурзуфе», и этот вывод однажды неожиданно оказался в эпицентре острой борьбы за наследие Пушкина, участие в которой стало катализатором рождения концепции крымского текста в русской литературе и культуре в целом.

Краеведение — особая форма познания со специфическим единством теории и практики, параллельным становлению культурологического синтеза. Как и культурология, краеведение является способом локальной идентификации и ориентации в глобальном мире, своеобразной философией обустройства на своем месте. Приобретая особую роль на переломных исторических этапах, краеведение функционально включается в процесс становления гражданского общества, становясь, в отличие от академической и институализированной науки, формой общественного участия населения в решении социально значимых проблем с опорой на знание особенностей пространства жизнедеятельности.

С духом крымского краеведения, для характеристики которого позволю предложить такие синтетичные понятия, как конкретный академизм, я начал профессионально соприкасаться с конца 1970-х гг. в Крымском краеведческом музее, как тогда назывался Центральный музей Тавриды, и издательстве «Таврия».

Для Цитирования:
Люсый Александр Павлович, В пространстве «Счастливейших дней». О значении краеведения и наследия А.Л. Бертье-Делагарда, в частности, в становлении крымского текста русской культуры. Вопросы культурологии. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: