Андрей Дядюра
Работал маркетологом в компании «Беловежские деликатесы», директором по маркетингу в компании «Сибирская аграрная группа Мясопереработка», руководителем отдела маркетинга в компании «Сергиево-Посадский мясокомбинат».
Самый простой и понятный способ. На любую позицию получаешь несколько предложений и сравниваешь либо по цене, либо по совокупности факторов. Загвоздка в том, что чаще всего такая система используется на небольших региональных производствах, то есть там, где с сильными квалифицированными кадрами и так проблема. Ведь любой приличный специалист, по понятным причинам, стремится попасть в более крупную компанию.
Получается, предприятие в ситуации перманентного кадрового голода отдает закупки в ручное управление наемного сотрудника. Тем самым риски, связанные с человеческим фактором, увеличиваются еще больше. Да, на таких заводах больше возможностей контроля. Но, помимо отдела закупок, есть еще и другие, поди успей всех проконтролировать. В результате ответственным за снабжение назначается либо брат-сват директора, либо тот, кто умеет находить к нему особый подход, показывая лояльность и параллельно занимаясь на своей должности «маленьким бизнесом».
Когда только вводится на предприятии, воспринимается как панацея, но по степенно засасывает в себя каждого, кто попытается что-то изменить в лучшую сторону. Как правило, здесь встречаются два перегиба:
1. Первый — когда все выполняется только формально. Регламент закупок написан, ответственные распределены, предприятие что-то даже размещает на площадке. По факту существует параллельный процесс в ручном режиме, как в модели 1. Все всё понимают, включая поставщиков. Критерии отбора меняются по ходу торгов, а документы пишутся под определенное решение. Из положительного: низкая цена — не всегда основной аргумент в поставках.
2. Второй перегиб — это чрезмерная зарегламентированность. Часто встречается в больших компаниях, которые выросли настолько, что в них становится не к кому обратиться с обычным вопросом. И будь у поставщика хоть трижды уникальное предложение, нужно уметь его донести сквозь напичканных инструкциями сотрудников.