В настоящее время в различных регионах нашей страны вновь активно развиваются примеры меценатства, которые поддерживают широко бытовавшие прежде исторические традиции. Четко определенного списка или классификации форм сотрудничества между благотворителем и музеем пока не существует. Наиболее общими видами взаимодействия является меценатство, спонсорство, осуществление совместных маркетинговых программ, предоставление товаров и услуг для пользования музеем.
Прежде всего, необходимо провести четкую грань между благотворительностью, спонсорством и меценатством. Благотворительность — это оказание помощи тем, кто в этом нуждается, ее главным условием является добровольность. Спонсорство — это форма маркетинговой коммуникации, направленная на финансовую помощь для поддержки культурных начинаний или проектов в обмен на ресурсы партнера. Меценатство — это историческая традиция поддержки и поощрения, покровительства искусства, образования или науки. В роли меценатов могут выступать как отдельные лица, так и фонды, учреждения или предприятия.
Одним из наиболее распространенных и эффективных способов привлечения негосударственных средств для развития музейной сферы является спонсорство. Отечественные музеи сегодня поставлены в условия, в которых они не в состоянии осуществлять свои основные функции только за счет государственного бюджетного финансирования и вынуждены искать для своей деятельности дополнительные источники.
Многие музеи используют для этого возможности партнерских программ «Друзья музея». Члены такого общества регулярно поддерживают и выставки, проекты, образовательные инициативы Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Участие в программе предоставляет им возможность бесплатно посещать музей, быть приглашенными на открытие выставок, участие в специальных мероприятиях и др. Среди членов общества друзей музея есть не только отдельные граждане, но и различные фирмы, предприятия и компании, которые оказывают музею не только финансовую, но и информационную поддержку.