Трудовые ценности, то есть предпочтения человека в работе, — отправная точка в построении мотивации и карьеры. Трудовые ценности делятся на внутренние и внешние. Первые связаны с содержанием работы, с удовольствием от нее. А вторые — это выгоды от работы: материальные (зарплата, карьера, социальный пакет) или нематериальные (уважение, защищенность и т.п.).
В исследовании использовались данные онлайн-опроса, проведенного весной 2020 г. в рамках мониторинга студенческого опыта консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов». В опросе участвовали 5000 студентов из восьми региональных вузов.
В ведущую пятерку ценностей вошли высокая зарплата (63% ответов), личная заинтересованность в работе (61%), надежность работы (46%), ее соответствие знаниям и умениям студента (41%) и перспективы карьерного роста (37%). Вслед за ними идет дружный коллектив (33%). Потом с отрывом — гибкий график, опции мобильности, соответствие работы мировоззрению и возможность создавать что-то новое.
Факторный анализ позволил выделить семь типов ценностей: полезность — моральное обоснование важности работы ее общественной пользой; саморазвитие — желание проявлять инициативу на работе и создавать новый продукт; материальное продвижение — значимы приличный заработок и карьера; надежность — ценность стабильности работы; общение — благоприятная обстановка в коллективе; мобильность — командировки, стажировки за границей; гибкость — значимость гибкого графика.
На основе данных регрессионного анализа автор делает следующие выводы.
Для девушек важно общение на работе. Остальные коллективистские трудовые ценности вопреки гипотезе менее значимы, чем для юношей. Инициатива для студенток тоже не приоритет, в отличие от надежности работы.
В отношении гибкого графика результаты неожиданные. Считается, что женщины ориентированы на частичную занятость и гибкий режим. Исследование этого не подтвердило. Это может быть связано с тем, что девушки в сравнении с юношами чаще трудятся полный рабочий день, а также с тем, что опрашивались студентки, которые во время обучения могли приоритизировать четкий график и лишь потом, создав семью, могли переориентироваться на гибкость.