Шкала страсти к делу была опубликована Робертом Валлерандом и его коллегами в 2003 г. в известной статье «Страсти души: об одержимой и гармоничной страсти». Методика позволяет диагностировать и классифицировать страсть человека к учебной, профессиональной, спортивной и прочим видам деятельности, из-за чего является базовым инструментом для оценки страсти в зарубежной науке и практике.
В исследовании приняли участие 659 русскоязычных респондентов (307 мужчин и 352 женщины) в возрасте от 18 до 72 лет со стажем профессиональной деятельности от нескольких дней до 48 лет. Также при поддержке Тюменского областного научно-исследовательского проекта «Регион здоровья» было проведено дополнительное исследование на отдельной выборке спортсменов (115 респондентов), занимающихся зимним плаванием.
В ходе работы авторы проводили анкетирование. Анкета содержала блок вопросов социально-демографического характера, а также ряд психодиагностических инструментов. Спортсмены, занимающиеся зимним плаванием, заполняли анкету и шкалу субъективной оценки здоровья.
Выяснилось, что оба типа страсти к делу статистически значимо положительно предсказывают позитивный аффект (состояние приятной вовлеченности, высокой энергичности и полной концентрации в противовес унынию и безынициативности) и автономную профессиональную мотивацию. Как и в предыдущих исследованиях, гармоничная и разрушительная (в научной литературе также употребляется термин «одержимая») страсти равным образом позитивно предсказывали удовлетворенность работой и жизнью.
В ходе второго исследования обнаружилось, что страсть к делу частично предсказывает самооценку здоровья у адептов зимнего плавания. В частности, гармоничная страсть оказалась позитивным предиктором самооценки физического, психологического и духовного здоровья, а разрушительная — негативным предиктором самооценки физического, психологического, психического и духовного здоровья.
«Очевидно, что гармоничная страсть к делу контролируется личностью и приводит к благополучию, а страсть-одержимость, наоборот, сама контролирует личность и способствует наращиванию психологического дистресса», — отмечает автор статьи, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Алена Золотарева.