По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.4-1/-3

В двигателях авиалайнеров «Сухой Суперджет 100» будут применяться композиционные материалы

Изготовителям технических средств и конструкторам хорошо известно, что качественный уровень изделий, их надежность и долговечность определяются примененными в этих изделиях материалами. Не секрет, что современное авиастроение уже давно не может обходиться без композиционных материалов. Этот вид материалов по своей уникальности вышел в первую шеренгу в числе остальных видов материалов в силу своих порой уникальных свойств, с которыми не могут сравниться традиционные материалы, к которым, как известно, относятся металлы и их сплавы. Особенность композиционных материалов состоит прежде всего в том, что благодаря своей двух или даже многокомпонентности они успешным образом вбирают в себя и сочетают в себе свойства этих компонентов. В зависимости от соотношений компонентов, их распределения в общем объеме конечного продукта, эти материалы имеют весьма широкий спектр свойств и благодаря этому такой же широкий диапазон сфер и направлений своего применения. Не случайно поэтому, что в уже практически созданном новом отечественном авиалайнере, в самых ответственных и высоконагруженных деталях его двигателей используется и будет использоваться именно этот вид материалов.

ПАО «ОДК – Сатурн» в текущем периоде проводит испытания опытных образцов деталей полимерных композиционных материалов (ПКМ) в составе российско-французской силовой установки SaM146, которые планируется устанавливать на авиалайнер «Сухой Суперджет 100» (Sukhoi Superjet 100, SSJ100).

Многокомпонентные композиционные материалы состоят из пластичной основы (матрицы) и армирующих наполнителей, обладающих высокой жесткостью и прочностью. Их сочетание обеспечивает создание новых материалов, а ориентация наполнителя (углеродного волокна) в материале придаст материалу необходимые прочностные свойства.

SaM146 — интегрированная силовая установка, включающая газотурбинный двигатель (ГТД) и мотогондолу с реверсивным устройством.

Поставки SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию будет осуществлять компания PowerJet — совместное предприятие, основанное на принципах равноправного партнерства Safran Aircraft Engines и рыбинского предприятия «ОДК – Сатурн».

Предприятие «ОДК – Сатурн» ведет разработку и производство вентилятора и компрессора низкого давления, турбин низкого давления, осуществляет общую сборку двигателя SaM146 и его испытания, а Safran Aircraft Engines будет вести производство компрессоров высокого давления, камер сгорания, турбин высокого давления, коробок агрегатов, САУ, а также будет осуществлять сборку силовой установки SaM146.

В текущем периоде «ОДК – Сатурн» работает над улучшением ресурсных и технических характеристик двигателя. Одним из направлений данных улучшений является замена существующих металлических деталей двигателя на конструкции, изготовленные из полимерных композиционных материалов.

«Мы активно работаем над созданием и применением деталей из полимерных композиционных материалов в состав авиационных двигателей, поскольку это позволяет существенно улучшить основные характеристики изделий, — говорит заместитель генерального конструктора “ОДК – Сатурн” по научно-исследовательской работе Дмитрий Карелин. — В частности, одной из задач является снижение веса двигателя SaM146 и других ГТД, выпускаемых предприятиями ОДК, а также создание научно-технического задела в части внедрения ПКМ. Целевыми показателями при этом являются снижение массы детали на 20–40 % и стоимости изготовления на 10–50 %».

Для Цитирования:
В двигателях авиалайнеров «Сухой Суперджет 100» будут применяться композиционные материалы. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: