ПАО «ОДК – Сатурн» в текущем периоде проводит испытания опытных образцов деталей полимерных композиционных материалов (ПКМ) в составе российско-французской силовой установки SaM146, которые планируется устанавливать на авиалайнер «Сухой Суперджет 100» (Sukhoi Superjet 100, SSJ100).
Многокомпонентные композиционные материалы состоят из пластичной основы (матрицы) и армирующих наполнителей, обладающих высокой жесткостью и прочностью. Их сочетание обеспечивает создание новых материалов, а ориентация наполнителя (углеродного волокна) в материале придаст материалу необходимые прочностные свойства.
SaM146 — интегрированная силовая установка, включающая газотурбинный двигатель (ГТД) и мотогондолу с реверсивным устройством.
Поставки SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию будет осуществлять компания PowerJet — совместное предприятие, основанное на принципах равноправного партнерства Safran Aircraft Engines и рыбинского предприятия «ОДК – Сатурн».
Предприятие «ОДК – Сатурн» ведет разработку и производство вентилятора и компрессора низкого давления, турбин низкого давления, осуществляет общую сборку двигателя SaM146 и его испытания, а Safran Aircraft Engines будет вести производство компрессоров высокого давления, камер сгорания, турбин высокого давления, коробок агрегатов, САУ, а также будет осуществлять сборку силовой установки SaM146.
В текущем периоде «ОДК – Сатурн» работает над улучшением ресурсных и технических характеристик двигателя. Одним из направлений данных улучшений является замена существующих металлических деталей двигателя на конструкции, изготовленные из полимерных композиционных материалов.
«Мы активно работаем над созданием и применением деталей из полимерных композиционных материалов в состав авиационных двигателей, поскольку это позволяет существенно улучшить основные характеристики изделий, — говорит заместитель генерального конструктора “ОДК – Сатурн” по научно-исследовательской работе Дмитрий Карелин. — В частности, одной из задач является снижение веса двигателя SaM146 и других ГТД, выпускаемых предприятиями ОДК, а также создание научно-технического задела в части внедрения ПКМ. Целевыми показателями при этом являются снижение массы детали на 20–40 % и стоимости изготовления на 10–50 %».