Идея поставить на ход паровоз витала в воздухе давно — чтобы показать детям и взрослым технику разных поколений. Тем более интерес к истории сейчас повысился. Ведь раньше на таких паровозах многое держалось, особенно в военное время, другой тяговой единицы не было.
Вячеслав Цумаров, начальник локомотивного депо «Кричев»:
— У нас на базе запаса находится девять паровозов. Их эксплуатировали примерно до 1970х годов, затем отправили на консервацию. При этом поддерживали в нормальном состоянии, по графику проводили определенные работы.
Восстановить паровоз — задача нелегкая. Только на один около шести месяцев требуется. Работники депо отнеслись к делу с энтузиазмом — это как решить головоломку или собрать огромный конструктор. Изучали литературу, сохранившиеся альбомы, чертежи, самостоятельно восстанавливали детали. А вот все шильдочки, буквы на машинах — оригинальные.
Первый восстановленный работники депо называют «наш боевой», другие — его «младшие братья». Они выпускались с 1951 года по 1955й. Несмотря на то что модель у них одна — серия ЭР, каждый индивидуален. Как говорит Цумаров, у каждого своя душа, недаром раньше, когда паровозы прибывали на станцию, люди отличали их по гудку.
Ремонт ремонтом, но основная часть — эксплуатационная: чтобы паровоз поехал, им должен кто-то управлять. БЖД обучила четырех машинистов паровоза и четырех помощников. С тремя машинистами мы познакомились. Это Дмитрий Беспалов, Максим Жариков и Антон Денисенко, которые обычно работают на тепловозе, но теперь по необходимости пересаживаются на паровоз. И форма у них соответствующая — сшита по фотографиям 1930х годов.
Владимир Сугаков, ветеран отрасли:
— Работа здесь в корне отличается. Где-то нужно применить мускульную силу, где-то что-то смазать, поджать. В тепловозе же процесс модернизирован, а в кабине паровоза чувствуешь работу каждого у з ла и механизма — все живое! И держать это в руках, управлять — совсем другое дело, нежели узнавать все по плакатам или обучающим видео.