Одним из основополагающих отличий трудового законодательства постсоветского периода является его нацеленность на установление баланса интересов работника и работодателя в трудовых отношениях. Это прямо сказано в ст. 1 ТК РФ, закрепившей в качестве целей трудового законодательства защиту прав и интересов работников и работодателей.
Подобный подход законодателя сформировал позицию Конституционного Суда РФ, а затем и судов общей юрисдикции, отталкивающихся при вынесении решений от необходимости соблюдения баланса интересов сторон трудовых отношений, а именно важности не только защиты трудовых прав работников, но и предпринимательских и иных экономических интересов работодателей, с учетом специфики сферы применения трудовых ресурсов, особенностей применения труда и других объективных и субъективных факторов.
Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 № 2-П (далее — Постановление 2002 г.) установлено, что гарантии прав работников «не должны нарушать баланс прав и законных интересов работников и работодателей как условие гармонизации трудовых отношений». А позднее в Определении от 17.07.2014 № 1707-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд РФ высказался по вопросу о необходимости индексации заработной платы работников и, в частности, указал, что федеральный законодатель преследует цель не только обеспечить возможность получения работниками указанных гарантий, но и «защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения», соблюдая при этом баланс интересов сторон.
В Определении от 17.07.2014 № 1707-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд РФ высказался по вопросу о необходимости индексации заработной платы работников и, в частности, указал, что федеральный законодатель преследует цель не только обеспечить возможность получения работниками указанных гарантий, но и «защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения», соблюдая при этом баланс интересов сторон.