«Жизнь — как езда на велосипеде.
Чтобы сохранять равновесие, ты должен двигаться…»
Альберт Эйнштейн
Как известно, выплата конкурентной заработной платы является существенным, но отнюдь не единственным критерием удержания работников. Каждый работник самостоятельно выстраивает свою пирамиду ценностей и ожиданий от работодателя. Исследования подтверждают, что чем более высок уровень развития у человека, тем больше у него запрос на удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей, самоактуализацию. Жить, развиваться в различных направлениях деятельности, постоянно учиться, открывать новое, раскрывать свой потенциал и совершенствоваться — потребность людей данной категории. Для них важно жить и работать там, где есть возможность для роста, развития, созидания. Не для каждого работника важно работать в команде с близкими по духу людьми, разделять корпоративные ценности компании [2], повышать эффективность своего труда. В полной мере можно согласиться с исследователями, что такие работники, бесспорно, обладают высоким потенциалом, талантом. При этом в настоящее время не существует единой формулировки понятия «талантливый работник». Каждый вкладывает свой смысл в это понятие. Талант можно толковать как высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития общечеловеческой культуры1, наряду с этим понятием существуют и другие формулировки.
В современной литературе понятие «талант» переводится, с одной стороны, как характеристика личности, а с другой — как человеческий капитал организации, то есть как сам человек [1]. При этом исследователи делают акцент на разном подходе представителей различных стран к интерпретации талантливых работников. В частности, в Европе делается акцент на внутреннюю природу человека, и часто там ассоциируют талант с инновациями, креативностью, искусством, а также учебой. Представители Восточной Европы считают, что талант — это упорный труд и сила воли, а также желание и способность учиться, в Японии талант — это годы усердного труда в достижении совершенства [3, 6]. Вне зависимости от природы таланта можно согласиться, что подход к понятию и управлению талантами является относительным[1], каждая организация самостоятельно формирует свой подход в зависимости от целей и задач, сферы деятельности и вызовов, стоящих перед ними.