По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.785.545 DOI:10.33920/pro-2-2101-01

Увеличение ресурса оборудования электромеханической поверхностной закалкой

Фёдоров С. К., д-р техн. наук, профессор, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, е-mail: momd@yandex.ru
Власов М. В., аспирант, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, е-mail: mr.vlasovm@yandex.ru
Гаврилов Д. В., МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5

В работе проведен анализ традиционных методов упрочнения. Приведены результаты сравнительных износных испытаний образцов из стали 20ХНЗА после нитроцементации и электромеханической поверхностной закалки. Результаты износных испытаний образцов из стали 20ХН3А после нитроцементации и электромеханической поверхностной закалки свидетельствуют о высокой эффективности технологии электромеханической обработки. Конкурентной особенностью технологии электромеханической поверхностной закалки деталей из стали 20ХН3А является возможность гибкого управления параметрами скоростного электронагрева и одновременного термопластического деформирования материала поверхностного слоя наиболее нагруженных участков деталей с целью формирования градиентных быстрозакаленных структур на глубине до 0,05…0,1 мм при изготовлении и ремонте деталей. Даны заключения и рекомендации по методу использования данных видов упрочнения.

Литература:

1. Аскинази, Б.М. Упрочнение и восстановление деталей машин электромеханической обработкой. З-е изд. перераб. и дополн. — Москва: Машиностроение, 1989. — 197 с.

2. Фёдорова, Л.В. Расширение технологических возможностей токарновинторезного станка / Л.В. Фёдорова, С.К. Фёдоров // Техника и оборудование для села. — 2005. — № 12. — С. 22–24.

3. Фёдорова, Л.В. Повышение надежности быстроизнашивающихся деталей / Л.В. Фёдорова, С.К. Фёдоров, А.Н. Семёнов // Технологии мира. — 2008. — №6. — С. 30–32.

4. Фёдорова, Л. В., Морозов, А. В., Фрилинг, В.А. Повышение эффективности электромеханической закалки отверстий гладких цилиндрических подвижных сопряжений, испытывающих одностороннюю радиальную нагрузку // Ремонт, восстановление, модернизация. — 2012. — № 2. — С. 39–41.

5. Фёдоров, С.К. Результаты исследований и применения новых материалов и технологий при изготовлении втулок / С.К. Фёдоров, Л.В. Фёдорова // Актуальные проблемы разработки и применение новых материалов и технологий. — 2013. — С. 442–448.

6. Елагина, О.Ю. Технологические методы повышения износостойкости деталей машин. — Москва: Университетская книга, 2009. — 488 с.

7. Магин, Д. Ю., Костромин, С.В. Исследование структуры и свойств высокопрочной теплостойкой стали после объемной термической обработки и лазерного поверхностного упрочнения // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. — 2013. — №4. — С. 256–261.

В настоящее время развитие машиностроения зависит от разработок эффективных технологий, которые позволяют повысить надежность работы как машин, так и технологического оборудования. Для повышения износостойкости деталей машин необходимо в первую очередь улучшить их эксплуатационные показатели, а именно изменить микроструктуру и увеличить твердость поверхностного слоя.

В РФ имеется многочисленное количество производственных направлений, которые находятся на стадии усовершенствования и способствуют экономическому развитию страны. Большую популярность на производственных и ремонтных участках получило направление изготовления механизмов с зубчатыми передачами.

Технология изготовления зубчатых колес состоит из механической и термической обработки (ТО). Традиционные методы термообработки, такие как объемная закалка в печах, химико-термическая обработка (ХТО), закалка токами высокой частоты (ТВЧ) и лазерная закалка, являются экологически небезопасными и вредными. Также возможно появление термических микротрещин и их последующее развитие, обезуглероживание и окисление поверхностного слоя, неравномерная твердость по сечению, сложности в финишной обработке хонингованием и шлифованием [6].

Объемная закалка в печах позволяет получить только общую прочность, когда необходимо упрочнение и зубчатых профилей. Процесс закалки ТВЧ приводит к хрупкости и короблению зубьев, особенно с маленьким модулем. При ХТО имеются ограничения по массе и размерам зубчатых колес, также процесс ХТО позволяет получить небольшую толщину упрочненного слоя детали по сравнению с другими видами ТО. Процесс ХТО длительный и дорогостоящий, в основном применяется в условиях крупносерийного и массового производства.

В процессе лазерной закалки в металле не всегда успевают произойти диффузионные процессы, и структура остается неравномерной, что отрицательно сказывается на показателях прочности и твердости. Поэтому заготовки подвергают предварительной термической обработке с целью получения более равномерной и дисперсной структуры. При этом в процессе лазерной закалки проявляется структурная наследственность: под воздействием лазерного излучения происходит восстановление структуры предварительно закаленной стали и последующее повторное закаливание. Отсюда следует, что для получения наилучших механических свойств закаленной стали желательно проводить предварительную термообработку для нормализации структуры, а также что технология лазерной закалки позволяет упрочнять зубчатые колеса с модулем от 5мм [7].

Для Цитирования:
Фёдоров, Власов, Гаврилов, Увеличение ресурса оборудования электромеханической поверхностной закалкой. Главный механик. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: