По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621

Увеличение пропускной способности как средство повышения энергетической эффективности работы ЛЭП

Степанов А.Г. канд. техн. наук, главный специалист, Красноярское предприятие МЭС Сибири
Меньшенин С.Е. Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Рассматривается способ повышения передающей способности ВЛ 220-500 кВ, анализ существующих способов и мероприятий, направленных на повышение пропускной способности ВЛ, а также допустимые пределы регулирования по статической и динамической устойчивости.

Литература:

1. http://docs.cntd.ru / document/1200095834 [Элек тронный ресурс] (дата обращения: 20.02.2017).

2. Кочкин В.И. Новые технологии повышения пропускной способности ЛЭП // Новости электротехники. — 2007. — № 3. — С. 45.

3. www.ruscable.ru/article/ neizolirovanye_provoda_lep_ problema_vybora [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.02.2017).

4. Зарудский Г. К., Платонова И.А., Шведов Г.В., Крохин А.Ю. Инновационные провода для воздушных линий электропередачи. Часть 3 // Кабельnews. — 2011. — № 2. — С. 52–54.

5. Радилов Т.В. Разработка методики моделирования установившихся режимов электроэнергетических систем с гибкими электропередачами. — М., 2004. — 150 с.

При долгой эксплуатации ЛЭП наступает такой момент, когда достигается предел передаваемой мощности. Чтобы удовлетворить потребности потребителей, электроэнергетическим компаниям необходимо модернизировать ЛЭП. Большие трудности представляют сети высокого и сверхвысокого напряжения, так как реконструкция объектов электросетевого комплекса связана со значительными капиталовложениями. Например, с тоимос ть с троите льс тва 1 км линии 500 кВ на железобетонных опорах 3*АС300 на 2016 г. составит 10 608 тыс. руб. [1]. Поэтому классические методы, с помощью которых можно увеличить передаваемую мощность, очень затратные:

• строительство дополнительных ЛЭП;

• повышение напряжения;

• расщепление фазы.

Избежать реконструкции опор и увеличить передаваемую мощность можно с помощью замены стан дартных проводов на провода современных марок, потому что они обладают следующими преимуществами:

• высокая электропроводность;

• высокий предел прочности;

• низкий вес;

• устойчивость к большим температурам;

• устойчивость к погодным условиям.

Все эти факторы не сочетаются в какой-то одной марке провода, различные материалы в разной степени удовлетворяют этим требованиям. Характеристика проводов новых марок достаточно разнообразна, но можно выделить три большие группы [3].

Компактные провода с допустимой температурой выше 90°C представляют собой измененную форму проволок с круглой на трапецеидальную или Z-образную. Отличие компактного провода от марки АС в том, что коэффициент заполнения у них разный. Для современных компактных проводов значение достигает 0,88, а для стандартного провода марки АС оно составляет 0,61-0,67 [4], поэтому сечение проводов новых марок будет иметь меньший внешний диаметр, а значит, такой провод позволит уменьшить аэродинамические и гололедные нагрузки.

Высокотемпературные провода (ВТП) с ТПЧ — это прежде всего провода, у которых проволоки ТПЧ изготовлены из алюминиево-циркониевых сплавов (Al-Zr). Обозначения этих сплавов представляется, как TAL, ZTAL, XTAL и KTAL. На рис. 1 [3] представлено наглядное преимущество проводов этих марок при повышении температуры.

Для Цитирования:
Степанов А.Г., Меньшенин С.Е., Увеличение пропускной способности как средство повышения энергетической эффективности работы ЛЭП. Электроцех. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала