Рад представить вашему вниманию пятый номер научно-практического журнала «Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах» Издательского дома Панорама.
За прошедшее время с момента подготовки четвертого номера произошло и наметилось несколько достаточно существенных изменений в области научно-практических интересов журнала.
Прежде всего, продолжают вступать в силу существенные законодательные и нормативные изменения в области охраны труда. Для читателей журнала их продолжает освещать и комментировать юрисконсульт АНО ДПО «Северо-Западный Региональный Центр Охраны Труда» С.А. Богданов. Хочется выразить ему и другим коллегам из этой организации глубокую признательность за полезный и профессиональный анализ в данной, важной для любого предприятия и организации, области. Кстати, что также приятно отметить, тема статьи «Новые особенности расследования несчастных случаев: практика контроля соблюдения требований охраны труда в организации» предложена читателями журнала.
С точки зрения анализа нормативных и законодательных изменений в области охраны труда также хочется отметить СРО «Объединение организаций, оказывающих услуги в области охраны труда», которые проводят весьма интересные, открытые вэбинары по данной тематике. Найти их расписание можно на сайте данной организации.
Из достаточно существенных наметившихся новшеств, вызвавших достаточно бурное обсуждение в нашей стране, можно отметить возможный переход высшего образования с болонской системы (бакалавр, магистр) назад — к классической системе специалитета (подготовки инженеров). Конечно, данная тема значительно шире, нежели безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах, но и данного направления она касается напрямую.
Сразу хочу высказать свое глубокое убеждение в том, что переход на болонскую систему обучения был диверсией и предательством национальных интересов нашей страны (и очень бы хотелось, чтобы в конце концов широкой общественности власти предъявили фамилию, имя и отчество этой трагической ошибки).
Старшему и среднему поколению известно, что советская и постсоветская «классическая» система высшего образования, предусматривавшая подготовку инженеров в рамках кафедр, объединенных в факультеты, пришла к нам из Германии, которая раньше России перешла на болонскую систему. Однако менее известен тот факт, что немецкая научная общественность данному факту была очень не рада и также считала это деградацией образования и предательством интересов страны. Многие немецкие ученые, в том числе лесного сектора, открыто выражали мнение, что это делается специально в англосаксонских интересах для снижения конкурентоспособности страны. Собственно, в России произошло то же самое.
Наряду с кощунственным принципом подушевого финансирования, болонская система перемолола некогда ведущую высшую школу мира в бледную тень прежнего величия.
Давайте проанализируем сложившуюся ситуацию с точки зрения знаний в области безопасности и охраны труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. В бытность специалитета (подготовки инженера) будущие выпускники писали дипломный проект, на который отводился семестр (а не выпускную квалификационную работу, на которую сейчас будущему бакалавру отводится две недели). В дипломном проекте, по какой бы лесной специальности ни учился будущий инженер, был отдельный и достаточно серьезный раздел «Безопасность и охрана труда», в котором, под руководством отдельного консультанта с соответствующей кафедры, достаточно глубоко прорабатывались соответствующие нормативные, технические и технологические вопросы. Это позволяло выпускнику (инженеру) четко понимать важность и место безопасности и охраны труда на лесных предприятиях и в организациях.
Нагрузка, выделяемая в том числе и на консультирование соответствующих разделов дипломных проектов, позволяла содержать штат специальных кафедр, которые занимались и достаточно серьезными разработками в данной области. Это было особенно важно после уничтожения в конце ХХ века подавляющего большинства лесных НИИ и КБ.
Переход к подготовке бакалавров привел к тому, что в их выпускных квалификационных работах, в подавляющем большинстве случаев, раздел по охране труда отсутствует. От него отмахнулись при проектировании учебного плана. Как показывает практика председательства в государственных экзаменационных комиссиях ряда лесных вузов, от знаний в этой области отмахиваются и выпускники. В результате к практической деятельности приступают люди, крайне смутно представляющие себе законодательные и нормативные требования в области безопасности и охраны труда. Как, впрочем, зачастую и основной технологический процесс.
Можно возразить, что для обеспечения безопасности и охраны труда есть выпускники направления «Техносферная безопасность», но они не изучали и слабо представляют собе специфику работы предприятий и организаций лесного комплекса.
Безусловно, возвращение к подготовке специалистов, несмотря на огромную бумажную работу, которую придется проделать работникам вузов, будет большим благом и в области подготовки руководящих кадров по безопасности и охране труда. Вот только есть горькое понимание того, что за время, пока бал правила болонская система, большинство кафедр такого профиля в лесотехнических вузах практически разгромлено, а ведущие специалисты безвозвратно утеряны. Впрочем, как и всегда, будем держаться и надеяться на лучшее.
Информация, пожелания и предложения, связанные с тематикой журнала, сообщения, материалы о новых разработках, вопросы будут с благодарностью приняты на электронную почту редакции: biotles@panor.ru.