От имени депутатов — членов Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов и от себя лично приветствую всех специалистов, работающих в структуре государственной службы занятости!
30 лет минуло с тех пор, когда Верховный совет РСФСР принял Закон от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации». Несмотря на то что документ был принят еще в советский период, надо отдать должное его разработчикам — в условиях только зарождающихся экономических отношений нового типа в законе были изложены ключевые положения о защите конституционных прав человека на свободный труд.
Безусловно, ряд пунктов закона в силу изменяющихся реалий были за эти годы серьезно скорректированы. Однако базисные статьи, регламентирующие государственную поддержку оказавшихся под угрозой безработицы россиян, были и остаются незыблемыми. И во многом благодаря адекватным формулировкам Закона о занятости в России постоянно развивается система содействия трудоустройству.
Утвержденные социальные гарантии имеют особое, зачастую жизненно важное значение для граждан, которым трудно в полной мере реализовать свой трудовой и творческий потенциал в силу солидного возраста, проблем со здоровьем, сложной личной ситуации, проживания вдали от крупных населенных пунктов. К тому же, к сожалению, сегодня в нашей стране труд катастрофически недооценен, уровень его оплаты далек от оптимального, а значительная часть населения живет на грани бедности.
Исходя из первостепенных задач по повышению уровня жизни наших соотечественников ключевое значение имеет практическая реализация законодательных норм. С 2012 года основные полномочия в сфере государственного содействия трудоустройству перешли на уровень регионов, и в этом плане ответственность за меры по профилактике безработицы лежит на руководителях субъектов, специалистах местных управлений и учреждений. От эффективности программ, действий каждого центра занятости зависит, насколько быстро жители будут находить достойный вариант для реализации своих навыков, выхода на новую жизненную траекторию.
Важно подчеркнуть, что сотрудники службы занятости со стажем пережили не один кризисный период в новейшей истории. Настоящим испытанием стал прошлогодний коллапс, вызванный распространением коронавирусной инфекции. В условиях тотальных ограничений резко выросло число официально зарегистрированных безработных, которые стали обращаться в органы занятости.
В этих условиях, а также с учетом новых реалий рынка труда существенной законодательной поддержкой для россиян стал принятый Государственной думой Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ. Отныне в Трудовом кодексе присутствуют по крайней мере главные юридические обоснования дистанционной работы, указаны детали регулирования труда в таком формате.
Быстро меняющийся мир с пронизывающей все сферы цифровизацией заставляет нас по-другому смотреть на трудовые отношения. Принятый в декабре 2019 года Федеральный закон № 439-ФЗ, утвердивший порядок перехода от бумажных трудовых книжек к электронным, без преувеличения открыл новую эру взаимоотношений работника и работодателя. Профессиональная биография гражданина теперь фиксируется в цифровых базах данных.
Сегодня благодаря интернет-сервисам человеку доступны сведения о вакансиях и компаниях, образовательных учреждениях и центрах переподготовки. С одной стороны, эти инновации упрощают процесс трудоустройства. С другой — в морально и физически непростой ситуации гражданину трудно ориентироваться в массе разнообразной информации. И здесь должна поспевать квалифицированная и оперативная помощь специалистов службы занятости.
Кадровые центры, открывающиеся в регионах под вывеской «Работа России», — не дань моде. Главная задача таких учреждений — уйти от прежних стереотипов центров занятости и неэффективной схемы простой регистрации безработных. В нынешних условиях единственно важным критерием эффективности является не столько наличие набора услуг (от предоставления максимально полной базы открытых вакансий в соответствии с профилем каждого конкретного гражданина до организации непосредственной встречи с работодателем), сколько удовлетворение обеих сторон от свершившегося факта трудоустройства. И далеко не всегда с проблемой соискателя разберется автоматизированная система — уже на пороге центра человека должен встречать хорошо подготовленный специалист. Он обязан не только хорошо знать Закон о занятости и особенности местного рынка труда, но и уметь наладить психологический контакт с посетителем. Грамотная речь, широкий кругозор, навыки обращения со всеми электронными девайсами — вот лишь некоторые качества, необходимые сегодня специалисту по трудоустройству.
Основную долю финансирования при модернизации учреждений составляют средства федерального бюджета. Но максимальная эффективность вложений — ответственность местных органов власти и руководителей центров занятости. Очень важно не пускать реальную модернизацию на самотек, вовремя проводить переподготовку персонала учреждений.
Хотелось бы верить, что и наши коллеги из региональных законодательных собраний будут проявлять к службе занятости особое внимание. Депутаты всех уровней должны контролировать работу системы социальной поддержки, иметь четкую обратную связь с избирателями. Когда речь идет о получении земляками работы как единственного источника их дохода, здесь нет места партийным разногласиям.
А всем тем, кто по роду своей деятельности регулярно и практически помогает соотечественникам успешно начать или продолжить карьеру и тем самым обеспечить себе достойную жизнь, желаю благополучия, уверенности в завтрашнем дне, уважения партнеров и коллег, а также, безусловно, теплых отзывов благодарных клиентов службы занятости!