Одним из наиболее значимых мероприятий, в которое вовлечены все образовательные организации страны, является Аккредитационный мониторинг (АМ). В настоящее время — вплоть до окончания 2023 г. — все вузы осуществляют сбор данных по восьми показателям. Они связаны со средним баллом ЕГЭ, наличием электронной информационно-образовательной среды, движением контингента, целевыми поступлениями, кадровой обеспеченностью — остепененностью и вовлечением в образовательный процесс представителей профессиональных сообществ, — наличием внутренней системы оценки качества образования, трудоустройством выпускников. Все данные вносятся в личные кабинеты организаций в Информационной системе государственной аккредитации. Полученные данные в 2024 г. будут анализироваться, а результаты Аккредитационного мониторинга будут размещены на официальных сайтах Рособрнадзора, Минпросвещения и Минобрнауки России. На основании анализа до 15 мая 2024 г. будут подготовлены и направлены в организации рекомендации по повышению качества образования. Аккредитационный мониторинг фактически направлен на контроль за соблюдением требований Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых определены условия реализации образовательных программ — общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, к кадровым и финансовым условиям реализации программы бакалавриата, к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программам. И подготовка данных позволяет организациям увидеть пробелы и недочеты в своей работе.
Есть и сложности, которые возникли при подготовке данных к АМ — не случайно, год назад проходила апробация Мониторинга, были учтены отдельные особенности программы. Однако до сих пор вузы находятся в ситуации не полной определенности. У многих возникают вопросы, как рассчитывать показатели – с учетом тех студентов, которые были переведены на сокращенные программы или без них; должны ли совпадать данные по выпуску в третьем (движение контингента) и восьмом (трудоустройство) показателях; как считать выпуск — по тем студентам, которые поступили на полную программу в 2017 г. или учитывать эти данные по ФИС ФРДО, куда включены все студенты, в том числе, те, которые поступили на сокращенную программу в 2018 г.; наконец, как считать само трудоустройство, если данные Пенсионного фонда организациям недоступны, Факультетус дает информацию по направлениям, а не образовательным программам, а заполненные выпускниками анкеты и опрос по телефонным звонкам могут оказаться недостоверными. Все эти вопросы создают напряжение, а методические материалы, включенные в приказ Рособрнадзора, Минобрнауки и Минпросвещения России ответы на подобные вопросы представляют не в полной мере.
Однако, в любом случае, процедура Аккредитационного мониторинга продуктивна — она помогает организациям увидеть ошибки в своей работе, исправить их и повысить таким образом качественный уровень образовательного процесса. К которому мы все — и преподаватели, и методисты, и сотрудники, и руководители организаций — стремимся. И уверены, что Аккредитационный мониторинг оправдает свою основную задачу, связанную с повышением качества образования.
С уважением, А.В. Костина, главный редактор