По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!

А.В. Костина главный редактор

Наука и высшее образование в настоящее время развиваются в новых условиях, что определяет приоритеты развития этих сфер. Главной задачей в сфере экономики становится достижение технологического суверенитета, что ставит новые цели и перед наукой, и перед образованием, развитие которых должно осуществляться в тесной взаимосвязи, обеспечивая трансфер теоретических разработок в сферу производства и воплощаясь в реальных результатах. В 2022 году работа в этом направлении привела к запуску двух федеральных проектов. Первый направлен на создание передовых инженерных школ на базе университетов — для реализации этой задачи было отобрано 30 программ по подготовке специалистов, способных к творческому подходу и созданию прорывных технологий. Задача второго — «Платформа университетского технологического предпринимательства» — формирование в университетах предпринимательской культуры. Для его реализации было создано 20 университетских стартап-студий в 18 регионах России, выдано 1000 грантов по 1 миллиону рублей на реализацию инициативных предпринимательских проектов. Кроме того, в 2022 г. активно шло открытие молодежных лабораторий — их было открыто более 200 по таким направлениям, как микроэлектроника, новая медицина, современное сельское хозяйство и новая энергетика. Все эти вопросы рассматривались на «правительственном часе» в Совете Федераций РФ, где был заслушан доклад Главы Минобрнауки России Валерия Фалькова.

Важно, что развитие всех программ предполагает активное участие регионов. Этому способствует и поддержка регионального образования и науки в рамках национальной программы «Приоритет 2030», где из 121 университета — участника программы — 77 представляют 50 субъектов России. Из запланированных 25 кампусов мирового уровня, которые должны быть открыты к 2030 году, первые 8 были отобраны из регионов. Кроме того, растет число бюджетных мест в региональных вузах — из 618 тысяч мест в региональные вузы отдано 75 %.

Особая сфера развития — международные связи между университетами и научными организациями. Конфигурация этой сферы изменилась — традиционно дружественные страны, прежде всего, страны СНГ, Китай, Индия, Вьетнам, большое число стран Азии, Африки, Латинской Америки, укрепили и расширили свои позиции партнеров России в области науки и образования. Уже в первом квартале 2023 года в связи с этим будет запущена новая образовательно-научная программа «Востоковедение и африканистика».

Все эти направления развития безусловно окажут влияние на работу вузов и НИИ, профессорско-преподавательского состава и научных работников. Это изменения прогрессивные, и качество их реализации во многом зависит от нашей деятельности в 2023 году.

С уважением, А.В. Костина

Язык статьи:
Действия с выбранными: