По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!

А.В. Костина главный редактор

Система высшего образования в России стоит на пороге значительных перемен. 27 июня 2022 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания, посвященные обсуждению развития в нашей стране системы высшего образования и обсуждению тех способов и последствий выхода России из Болонской системы, которые были предметом рассмотрения на пленарном заседании 7 июня. Председатель Госдумы Вячеслав Володин озвучил ряд принципиально важных мер, направленных на повышения качества образования, среди которых — приоритет очного формата проведения занятий перед онлайн форматом, осуществление повышения квалификации преподавателей только на базе ведущих вузов. Основная мысль слушаний — недопустимость превращения России в интеллектуального донора других стран, чему способствовала Болонская система образования, обеспечивающая не только студенческую мобильность, но и облегчающая «утечку мозгов». А этот процесс приводит не только к демографическим проблемам, но и проблеме падения уровня человеческого потенциала нации.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков выделил ряд принципов, необходимых для реализации в рамках образовательной системы: ориентированность образования на достижение национальных целей; открытость; фундаментальность; гибкость. Также обсуждался вопрос выстраивания профессиональных траекторий в условиях возвращения специалитета и его совмещения с бакалавриатом и магистратурой. В качестве приоритета сегодня рассматривается специалитет с получением одной или двух квалификаций, однако возможны и другие комбинации уровней образования, к примеру, бакалавр + магистр по близким или смежным направлениям подготовки.

Наиболее интересные идеи были связаны с целевой ориентацией образования. По важному замечанию заместителя Председателя Госдумы Петра Толстого, образование должно служить формированию гражданской позиции. При этом в образовательном процессе, как отметил Председатель Госдумы Вячеслав Володин, недопустима антироссийская пропаганда.

Эта мысль представляется принципиально важной, ее верность стала особенно очевидной в дни спецоперации. Сегодня возвращается в общество понимание того, что образование — это не просто процесс передачи знаний, но и система выстраивания гражданской идентичности, формирования народа, единого в своих целях и задачах. Эта функция образования, начиная с эпохи Просвещения, всегда была равной другой — обучению, а достижение научно-технологического и экономического развития страны всегда тесно сопрягалось с процессом укрепления единой нации, обладающей общностью целевых установок и ценностей. И только это сочетание позволяет стране обеспечить высокий уровень экономического и технологического развития, а также укрепить всю систему национальной безопасности.

С уважением, А.В. Костина

Язык статьи:
Действия с выбранными: