Система науки и образования в настоящее время находится в ситуации определения дальнейших путей развития. Уже произошли существенные изменения в системе подготовки кадров высшей квалификации — взамен прежних Федеральных государственных образовательных стандартов приняты Федеральные государственные требования, устанавливающие новый порядок обучения в аспирантуре. Начался процесс обсуждения эффективности профессиональной подготовки в рамках бакалавриата и магистратуры. О необходимости модернизации отечественной образовательной системы в ситуации стремительного развития науки и технологий заявлял еще в 2021 году Президент России Владимир Путин. Обсуждению этого вопроса было посвящено расширенное заседание Совета Российского Союза ректоров, состоявшееся 2 июня 2022 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова. Среди основных тезисов, представленных на совещании, были следующие: «сегодня становится очевидным, что настроенность на принципы Болонской системы — это «прожитый этап», а сама двухуровневая система не оправдывает ожиданий» (В.Н. Фальков, Министр науки и высшего образования); «Нужно заботиться о международном взаимодействии. Скоро встанет вопрос, как восстанавливать связи, и прежде всего, с дружественными странами. Важно мудро себя вести» (А.М. Сергеев, Президент РАН); Болонская система — система принципов, «мы с самого начала не особо принципам этим подчинялись, а национальная система образования никогда не разрушалась» (А.В. Торкунов, ректор МГИМО); страна в любом случае «должна быть включена в глобальную систему знаний» (Н.Ю. Анисимов, ректор ВШЭ). В.Н. Фальков обосновал необходимость модернизации системы образования. Он отметил, что система образования не может существовать отдельно от науки, а наука — от экономической системы. В сегодняшней экономике происходят важные изменения. В условиях импорта сложных технологий специалисты должны были обладать, в первую очередь, навыками сборки и налаживания, сегодня же требуются инженеры-творцы, способные не только обслуживать технические системы, но и создавать их. При этом необходимо понимать, что само по себе изменение сроков реализации образовательных программ не даст эффекта приращения качества — нужна перестройка содержания образования. В том числе, в направлении расширения тех компетенций, которые связаны с так называемыми мягкими навыками и которые формируются дисциплинами гуманитарного цикла — философией, историей, искусством, литературой и т.п. Все они направлены на формирование личности.
Все обсуждения и дискуссии свидетельствуют о том, что систему высшего образования ожидают серьезные изменения. Об их необходимости говорили чуть ли не с момента вхождения в Болонскую систему. Сегодня наступает этап, когда у нас — ученых, преподавателей, управленцев в сфере науки и образования — появляется возможность повлиять на продуктивные изменения в системе образования и участвовать в реализации этой системы. Пожелаем друг другу успехов на этом пути!
С уважением, А.В. Костина, главный редактор