Реформы образования в России вызвали наряду с модернизацией высшего образования на уровнях бакалавриата и магистратуры также и существенную реорганизацию уровня подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Самое значительное изменение — заметное увеличение объема аудиторной нагрузки обучающихся: 180 зачетных единиц. Это на 60 меньше, чем в рамках бакалавриата, но на 60 больше, чем в рамках магистратуры. Это означает, что обучение в аспирантуре не ограничивается сферой научной деятельности, связанной с подготовкой диссертации, но включает в себя большую работу, позволяющую овладеть комплексом компетенций — универсальных, не зависящих от конкретного направления подготовки; общепрофессиональных, определяемых направлением подготовки; профессиональных, связанных с направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки. Самое существенное, что такая фундаментальная работа позволяет присвоить выпускнику аспирантуры, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, квалификацию «исследователь, преподаватель-исследователь». Иными словами, выпускник аспирантуры, даже не прошедший процедуру защиты диссертации, имеет право работать преподавателем вуза, так как область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает образовательные организации системы общего и профессионального образования.
Подобная реформа системы подготовки кадров высшей квалификации заставляет задуматься о том, не приведет ли такая возможность к девальвации статуса педагога высшей школы (даже в должности преподавателя кафедры), не пополнится ли корпус научно-педагогических кадров теми, кто, по существу, только начал овладевать основами своей профессиональной деятельности, кто еще не подошел вплотную к системным научным исследованиям. В настоящее время трудно ответить на эти вопросы. Представляется, что стимулирование тех, кто обеспечил свое вхождение в корпус профессорско-преподавательского состава вуза только освоением образовательной программы аспирантуры, будет осуществляться через механизмы материального вознаграждения, существенно более высокого у имеющих степень кандидата наук. Есть и еще ряд вопросов, связанных с характером обучения в аспирантуре, с содержанием дисциплин, с образовательными технологиями, с формированием пакетов учебно-методической документации и т.п. В данном номере мы начинаем серию статей на тему подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Приглашаем наших читателей к ее обсуждению.