Высшее отечественное образование с 2003 года развивается в рамках Болонского процесса. Подписание Болонской декларации основной целью имело развитие образовательной системы России в соответствии с нормами и стандартами Европы в сфере образования. Сначала — в 1999 году — в этот процесс вошли 29 стран, подписавших декларацию, сейчас он включает 48 стран, ратифицировавших Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Как известно, Болонская реформа направлена прежде всего на создание единого образовательного пространства, способствующего эффективной студенческой и преподавательской мобильности. Образовательные реформы в России имеют своей целью приведение отечественной системы образования в соответствие с европейской, где выдаваемые дипломы о высшем образовании, а значит, и результаты обучения становятся легко сопоставимыми с аналогичными документами в европейских странах. Прежде всего это отражается в новых образовательных стандартах, которые ориентированы на модульную систему обучения, во введении в вузах системы перезачета кредитов, в реформировании учебных планов.
Если говорить об итогах реформ в России, проводимых в рамках Болонского процесса, можно констатировать следующее. Прежде всего практика показала, что бакалавриат — это достаточно эффективная «скоростная» форма обучения, где студент получает практические навыки в будущей профессиональной деятельности и необходимую часть теоретических знаний. Вместе с тем сегодня очевидно, что специалитет имел весьма существенное преимущество перед бакалавриатом — возможность построения теоретического фундамента практических знаний и навыков и формирования мировоззренческой базы выпускника. Однако на эти цели и задачи направлено образование следующего уровня — магистерское. Ученая степень магистра как результат обучения и защиты магистерской диссертации свидетельствует о сформированности у выпускника как общекультурных, так и общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Соответственно данным преобразованиям реформы интенсивно идут и в аспирантуре, обучение в которой обретает новый смысл приобщения к научной работе, к научным исследованиям в рамках определенной области, а не только процесс написания диссертации и сдачи кандидатского минимума.