Одной из самых острых проблем, связанных с образованием, является проблема его перевода в электронный формат. Она возникла как естественное требование времени, как запрос на доступное образование, в том числе, для жителей самых отдаленных в географическом смысле районов. Вопрос о дистанционных технологиях приобрел особую актуальность и в ситуации пандемии и связанных с ней отдельных ограничений. Дистанционный формат определен Законом «Об образовании в Российской Федерации», его 16 статьей «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Как решается этот вопрос в образовательных организациях? — в ряде вузов такое образование существует уже ряд лет и ведется в рамках целой совокупности направлений подготовки и специальностей. Среди тех, кто входит в рейтинги ведущих вузов по данному направлению — Российский государственный гуманитарный университет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Национальный исследовательский университет МЭИ, Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), Московский международный университет, Университет «Синергия», Московский университет им. С.Ю. Витте и целый ряд других.
Но для реализации программ в подобном формате существуют и определенные препятствия — прежде всего, ограничения, определяемые той же статьей Закона, где говорится о наличии перечня тех специальностей и направлений среднего профессионального и высшего образования, реализация которых исключительно в формате электронного обучения не допускается. Такой перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Кроме того, условием для реализации подобных программ выступает развитая электронно-образовательная среда вуза, а также целый ряд иных условий.
Несмотря на сложность организации дистанционного образования, оно сегодня становится одним из наиболее востребованных. К такому образованию подключают все возможности, в том числе, возможности искусственного интеллекта (ИИ). Осмысление этой технологии становится и одной из наиболее востребованных тем в научной деятельности. Согласно данным НИУ ВШЭ, публикационная активность российских исследователей по проблеме ИИ — согласно базе данных научного цитирования Web of Science Core Collection — позволила России выйти на 17 место среди 30 ведущих стран по числу публикаций именно в данной области. Если темпы роста публикационной активности в этой сфере научного знания сохранятся, то Россия к рубежу 2030–2040-х гг. по данному показателю будет уступать только США, Китаю и Индии.