По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!

А.В. Костина главный редактор

В функции ученого совета любого учреждения, где эта структура существует, входит обсуждение вопросов науки и образования — в образовательных организациях данные по научной работе являются одной из составляющих самообследования и учитываются в ряде аккредитационных показателей; в научных учреждениях, как правило, есть аспирантура и докторантура, где осуществляется образовательная деятельность. Именно поэтому журнал «Ученый совет» направлен на освещение проблем науки и образования. Эти сферы сегодня находятся в процессе модернизации и реформирования. Российское образование, став составляющей Болонского процесса, переходит на компетентностный подход и систему кредитов, способствующих студенческой мобильности. Отечественная наука переживает время реформ всех институций, начиная с Академии наук, связанных в том числе с пересмотром системы оценки эффективности научной работы и ее ориентации на активное вхождение в мировое научное пространство посредством публикации научных статей в зарубежных журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus.

Кроме того, необходимо учитывать, что само развитие научных институтов в России осуществлялось иначе, чем в западных странах. В западных вузах наука сосредоточена в университетах — преподаватели занимаются наукой, преподают, образуют научные школы, вовлекая студентов в научную деятельность и осуществляя естественную научную преемственность. Отечественная наука и образование развивались в различных учреждениях, и занятие наукой преподавателям было необходимо в значительной степени для получения ученой степени, научного звания и соответствующего статуса, который подтверждал компетенцию преподавателя, научной же работой как основной деятельностью занимались ученые в рамках коллективов научно-исследовательских институтов. Исключение составляли такие вузы, как МФТИ, МГУ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и небольшой ряд вузов, где занятия вели действующие ученые, и не только кандидаты и доктора наук, но и академики и нобелевские лауреаты. Какая система лучше, сказать сложно. Безусловно, концентрация сотрудников, тяготеющих к научной работе и способных заниматься этой деятельностью, в НИИ выше. Но отсутствие большой науки в вузах негативно сказывается на качестве преподавания и на процессе отбора студентов, склонных к научной деятельности. В любом случае активизацию науки в вузах в настоящее время можно приветствовать.

Для Цитирования:
А.В. Костина, Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!. Ученый совет. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: