Основная проблема, которая становится главной в этом номере, связана с информационными технологиями, их значением в современном мире и влиянием на все его сферы — экономическую, политическую, социокультурную, сферу науки и образования. Если для первых их польза всегда была очевидной, то эффективность применения новейших информационнокоммуникационных технологий в сфере образования виделась ограниченной. Действительно, эффективность использования тренажеров и симуляторов с виртуальной реальностью при практической подготовке летчиков, машинистов электропоезда, пожарных, военных, даже водителей просто очевидна. Более того, подготовка специалистов в этих и многих других областях без ИКТ сегодня невозможна. Но как быть с их применением на лекционных и семинарских занятиях и даже на практиках у тех студентов, чьи направления подготовки не требуют непременного использования симуляторов? Неужели роль информационных технологий в этом случае ограничивается только возможностью использовать мультимедиа в качестве иллюстратора?
Конечно, правы те, кто считает, что не все дисциплины эффективно перекладываются в цифровую среду, — убеждена, что со мной согласятся все, читающие лекции по философии. Ведь ее задачи не сводятся только к передаче информации о ведущих философах, направлениях и школах, ее цель — прежде всего формирование сознания, готового к самостоятельной и творческой работе. И никакие симуляторы не в состоянии сделать эту цель достижимой без личного участия преподавателя. Именно он посредством слова производит те трансформации, которые приводят к сформированности первой общекультурной компетенции (с нее начинается перечень компетенций преобладающего большинства ФГОС ВО), связанной с формированием мировоззренческой позиции. Конечно, все те вузы, в которых активно используются возможности виртуальной обучающей платформы Moodle, могут подтвердить, что сформировать эту компетенцию только при помощи этой образовательной среды достаточно проблематично, хотя знаниевая компонента формируется при помощи данной системы достаточно успешно.