По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!

А.В. Костина главный редактор

Уже два месяца (с 21 января 2020 года) в России работает новый кабинет министров, утвержденный президентом Владимиром Путиным, с полностью обновленным образовательным блоком. Каковы же ведущие направления и первые итоги деятельности двух министерств? Поскольку министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков является сторонником тесной взаимосвязи образования, науки и промышленности, можно ожидать изменений, которые будут связаны с более активным внедрением научных открытий в образовательный процесс и производство. Тюменский университет — альма-матер В. Фалькова — известен в стране не только как вуз, имеющий славную историю, но как вуз инновационный, участник Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров и продвижения вузов — участников проекта во всемирных образовательных рейтингах. Задачи, на которых будет сосредоточена работа министерства, связаны с устранением «вузов-пустышек» — таких, где качество образования не соответствует требованиям федеральных стандартов; с развитием региональных вузов, что связано с необходимостью равномерного распределения образовательного потенциала, необходимого для развития территорий; с усилением партнерства РАН и министерства. Особое внимание будет уделено развитию науки и разработке новых технологий, определенных в Стратегии научно-технологического развития до 2030 года, среди которых — генетика, математические исследования, необходимы также прорывы в области сельского хозяйства, урбанистики, транспорта, строительства.

Еще целый ряд проблем, требующих своего решения, связаны с деятельностью РАН. 6 февраля коллектив Института философии РАН обратился к Президенту России В.В. Путину с открытым письмом. В нем констатировалось, что национальная ориентированность общественных и гуманитарных наук в России поставлена под удар вследствие необходимости развития отечественной науки в соответствии с двумя иностранными базами данных — Web of Science и Scopus, что приводит к девальвации отечественной науки, дезориентации молодых ученых, утрате статуса русского языка как языка общественно-гуманитарных наук. Ученые призвали приостановить действие «Методики расчета комплексного балла публикационной результативности» применительно к социогуманитарным наукам и критически пересмотреть подходы к ее формированию с участием экспертного сообщества и с учетом национальных интересов нашей страны. Данное письмо в значительной степени ориентировано на новые назначения, так как смена В. Фальковым на посту министра науки и высшего образования М. Котюкова, который вошел в историю прежде всего как реформатор РАН, лишившейся значительной части имущества и начавшей работу по лекалам, выстроенным по иностранным индексам цитируемости, означает и смену курса в области науки и образования.

Для Цитирования:
А.В. Костина, Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!. Ученый совет. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: