По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!

В период реформирования системы образования одним из вопросов, постоянно возникающих на разных уровнях власти, остается вопрос о воспитании. Законом «Об образовании в РФ» гарантируется обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, но все же в качестве доминанты этого закона выступает вопрос об обучении и всех его составляющих. Гораздо более конкретно проблема воспитания ставится в принятой тремя годами позже Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где в качестве приоритета определяется опора на такие духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, как «человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». Вопрос о воспитании — его содержании, направленности, цели и задачах — является чрезвычайно важным, так как образование без идеологической компоненты теряет свою значимость механизма формирования национального единства и общегражданской идентичности. В Европе на протяжении всей второй половины ХХ века докторская степень рассматривалась социальными философами в качестве фактора формирования нации, однако с падением статуса национального государства, постепенно вытесняемого государством-корпорацией, основанной на экономических интересах, интересах бизнеса, и та часть образования, которая связана с воспитанием, стала утрачивать свою значимость. В существенной мере этому процессу способствовали Болонская система и образовательные стандарты, отражающие ее принципы и опирающиеся на компетентностный подход, где воспитанию внимание практически не уделяется.

Именно поэтому принятие в 2015 году Стратегии развития воспитания, равно как и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», общественностью было воспринято чрезвычайно позитивно, так как, несмотря на годы неолиберальных реформ, матрица присущих россиянам ценностей показала свою устойчивость. И определение в Стратегии приоритетной задачи государства в сфере воспитания как «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» в полной мере соответствовало социальным ожиданиям. Все эти обстоятельства обусловили выбор главной темы номера, которой стало воспитание в вузе.

Для Цитирования:
Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!. Ученый совет. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала