Главная тема журнала связана с осмыслением той основы и образования, и науки, и культуры, которую представляет собой язык. В любом государстве (с XVIII века — в национальном государстве) языку уделялось огромное внимание. Язык был и остается универсальным средством общения, и особенно его роль усиливается в полиэтнических государствах. Здесь язык выступает той коммуникационной базой, которая позволяет всем народам общаться друг с другом на языке-коммуникаторе. Так обстоят дела в Испании, где, кроме кастильцев, живут каталонцы, галисийцы, баски, окситанцы, астурийцы, арагонцы, а государственным языком выступает испанский (или кастильский). Во Франции, где к основным народам — французам, эльзасцам, бретонцам, фламандцам и каталонцам — давно присоединились мигранты из арабских стран, официальным языком остается французский. В Великобритании официальным языком выступает английский, несмотря на то что там так же активно функционируют шотландский и два кельтских языка — валлийский и гэльский.
Те же закономерности присущи и России, где сегодня насчитывается примерно 180 народностей, каждая из которых обладает своим языком. Но общенациональным является русский язык — не только потому, что этнических русских в России почти 78%, но потому, что этот язык объединяет все народы, транслируя важную для каждого из них информацию: и государственные документы, и научные знания, и литературу. Кроме того, это язык образования, которое нацелено на формирование и обмен общими для всех народов смыслами и ценностями, объединяющими Россию, общими для всех значимыми именами и событиями. Это и Гагарин, и первый спутник, и прорыв в атомной энергетике, и современные открытия — нанотехнологии, биоинженерия, симуляционная реальность. Поэтому, как утверждает профессор Я.С. Турбовской, русский язык человеку нужен так же, как и вся наша культура со всем, чем мы гордимся. Недаром еще Й.Г. Гердер называл язык сосудом, в котором концентрируется культура, а академик Н.Н. Моисеев утверждал, что только язык, гуманитарное образование и культура выступают в качестве условий формирования ноосферной идеологии.