Процесс научного поиска и внедрения его результатов в учебный процесс немыслим сегодня без применения Искусственного интеллекта (ИИ). В науке ИИ эффективен при обработке больших массивов информации при высокой скорости получения результатов и их точности, в биотехнологиях — при разработке лекарств, в экологии и науках о земле — при анализе изменений климата, предсказаний стихийных бедствий, составлении карт георесурсов, в социальных науках — при моделировании социальных процессов. ИИ эффективен в народном хозяйстве, как повышающий эффективность и снижающий издержки. В сфере образования ИИ позволяет генерировать учебный контент, проверять письменные задания, составлять планы и отчеты, разрабатывать расписание, обеспечивать полноту инклюзивного образования. Все это приводит к тому, что владение технологиями ИИ становится на рынке труда не просто преимуществом, но требованием. Об интересе школьников к профессиям, связанным с ИИ, свидетельствует рост их внимания к точным наукам, что сказывается на выборе предметов ЕГЭ — так, профильную математику и физику выбрали, по предварительным итогам, на 5% и 6% соответственно больше обучающихся.
Согласно семилетнему прогнозу трудовых потребностей, представленному Минтруда, «к 2032 году экономике РФ нужно будет заместить порядка 12,2 млн работников», что составляет около полутора миллионов человек в год. Несмотря на то, что самыми востребованными в ближайшие годы будут профессии швеи, сварщики, слесаря и механизатора1 , профессии, связанные с ИИ, будут все время повышать свою значимость. Об этом свидетельствует вступление отрасли ИИ в фазу зрелости, а также почти двукратное увеличение практиков ИИ и постоянное повышение их востребованности в различных сферах хозяйства. Соответственно, в системе среднего профессионального образования началась подготовка специалистов в сфере ИИ, которые сразу смогут включаться в работу на предприятиях. Профессия специалиста по искусственному интеллекту (ИИ) официально появится в России с 1 января 2026 г. — наряду с профессиями спа-менеджера, коуча, копирайтера, ландшафтного дизайнера. Она войдет в обновленный перечень профессий, которые будут официально признаны, и для них разработают профстандарты2 . Это позволит студентам колледжей, число которых, как отметил Министр просвещения Сергей Кравцов, впервые за 50 лет достигло 3,9 млн3 , выбирать профессию среди новых, актуальных, интересных и, что немаловажно, соответствующих кадровым потребностям экономики России.