По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!

Ключевые слова:

С каждым годом все более явными становятся те тенденции в области образования, которые связаны с электронным обучением, дистанционными образовательными технологиями, электронной информационно-образовательной средой. Каждая образовательная программа, согласно и ФГОС ВО, и ФГОС ВО+++, может быть реализована в сетевой форме, что означает наличие в образовательном учреждении совокупности ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения. Иными словами, организация должна обеспечивать проведение занятий в электронной форме и электронную же фиксацию как результатов промежуточной аттестации, так и самого хода образовательного процесса. Студенты должны быть обеспечены техническими средствами, прежде всего сетевыми, позволяющими осуществлять интерактивную коммуникацию между преподавателем и обучающимся и между всеми участниками образовательного процесса. Это предполагает и определенные требования к квалификации работников, использующих и поддерживающих функционирование информационно-образовательной среды. Эти требования являются основополагающими для всех субъектов, осуществляющих образовательную деятельность.

Действительно, полезность и удобство электронных образовательных технологий признали все. Особенно те, кто лишен возможности получать образование в традиционной «контактной» форме. Однако не утихают споры тех, кто в принципе верно утверждает невозможность замены живого общения в процессе обучения между профессором и студентом общением «суррогатным». Хотя в пользу технологий свидетельствует тот факт, что оказались успешными эксперименты в Японии, связанные с заменой живого лектора роботом, в результате которых подмены студенты не заметили. Однако есть и другие факты, которые говорят о том, что формирование мышления человека — сначала ребенка, потом подростка и молодого человека — посредством гаджетов имеет достаточно негативный эффект. Согласно данным ООН и Детского фонда ЮНИСЕФ, формирование сознания с помощью исключительно цифровых технологий связано с возможностью появления дислексии — затруднения в восприятии написанной информации. Таких подростков во всем мире примерно треть. Это, в общем, очевидная вещь — линейное письмо формирует у человека способность мыслить последовательно, логично и абстрактно. Экранная культура, основанная на ином способе подачи информации — дискретном, опирающемся не на пространные нарративы, а на короткие речевые формулы, снабженные иллюстрациями, — таких способностей не формирует. Мышление также становится дискретным, а у человека критическое и творческое мышление может оказаться в зачаточном, неразвитом состоянии.

Для Цитирования:
Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!. Ученый совет. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала