По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!

А.В. Костина главный редактор

Современное экономическое развитие требует постоянного введения новых специальностей, по которым образовательные программы вузами еще не были подготовлены, а также обновления уже существующих. Среди новых профессий — инженер данных, архитектор виртуальной и дополненной реальности, менеджер маркетплейсов, проектировщик 3D-печати, специалист по интернету вещей и многие другие. Ярким примером тех профессиональных сфер, где требуется радикальное преобразование, является туризм, который будет обновляться в соответствии с законом «О развитии креативных (творческих) индустрий». Соответственно экономическим потребностям будет составляться специальный прогноз и определяться количество бюджетных мест в российских вузах, как заявил председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время выступления в Госдуме. Приоритет будет за инженерами, учеными и изобретателями. Для обеспечения экономики кадрами, будет, во-первых, проведена модернизация учреждений среднего профессионального образования (колледжей и техникумов), где будут оборудованы современные мастерские и лаборатории. Во-вторых, планируется дальнейшее развитие такой формы, показавшей свою продуктивность, как кластеры, объединяющие учебные заведения и компании-работодатели. Сегодня в России 370 таких кластеров, где ведется подготовка студентов по самым актуальным направлениям — от IT-технологий до робототехники. В-третьих, возрождается такая форма, как школьные учебно-производственные комплексы, открытые уже в 68 регионах страны и представляющие возможность старшеклассникам освоить рабочие профессии1 . Наконец, продолжится работа, связанная с подготовкой студентов-целевиков, получающих гарантированное трудоустройство после завершения вуза – количество квот по целевым направлениям увеличится до 80 специальностей, а в сфере медицины по отдельным направлениям это число будет достигать 100%. Ситуация, связанная с подготовкой и последующим трудоустройством выпускников, требует взвешенного анализа. На фоне безусловного приоритета технических специальностей, связанного со спецификой развития экономики в направлении высоких технологий, представляется, что гуманитарные специальности и, соответственно, вузы, где происходит подготовка по соответствующим образовательным программам, так же необходимы. Именно они воспитывают специалистов, связанных с идеологической и мировоззренческой сферой — педагогов, психологов, юристов, журналистов, управленцев. Эти специальности ценностно ориентированы, культурно и исторически опосредованы, они направлены на подготовку специалистов с таким же необходимым фундаментом знаний, как и инженерные и технические. И баланс между техническими и гуманитарными специальностями сегодня важен как никогда ранее. На достижение этого баланса и направлены многие преобразования в сфере высшего образования.

Для Цитирования:
А.В. Костина, Уважаемые читатели журнала «Ученый совет»!. Ученый совет. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: