По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: [621.85.051.5+621.85.05-036-037]:629.033

Уточнение геометрических параметров зубьев ведущих колес цевочного зацепления с резиноармированными гусеницами ходовой системы трактора

Федоткин Р. С. канд. техн. наук, завлаб., вед. науч. сотр., Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», 109428, РФ, г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5, тел.: +7 (962) 926-21-22. Е-mail: frs89@bk.ru
Богданов К. А. аспирант, мл. науч. сотр., Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», 109428, РФ, г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5, тел.: +7 (962) 915-79-90. Е-mail: kindeib1994@gmail.com
Крючков В. А. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», 109428, РФ, г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5, тел.: +7 (916) 679-44-51. Е-mail: smash@list.ru
Овчаренко А. С. науч. сотр., Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», 109428, РФ, г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5, тел.: +7 (909) 911-74-49. Е-mail: peterbilt@list.ru

цевочный тип зацепления ведущего колеса с гусеницей является наиболее распространенным на гусеничных машинах различного назначения, несмотря на повсеместную замену металлических звенчатых гусениц резиноармированными, обладающими несомненными преимуществами. Конструктивные различия металлических звенчатых и резиноармированных гусениц обусловливают повышенную нагруженность узла гусеничного зацепления. В результате спроектированные под металлические гусеницы ведущие колеса подвержены повышенным ударным и вибрационным нагрузкам, приводящим к интенсивному накоплению повреждений и отказам. В ряде случаев геометрическое несоответствие элементов зацепления ведущего колеса и резиноармированной гусеницы приводит к заклиниванию узла зацепления и выходу его из строя. Очевидна необходимость разработки методики проектирования ведущих колес под резиноармированные гусеницы, учитывающая их конструктивные особенности. Такая методика разработана в предыдущих работах и апробирована в конструкции ходовой системы шасси самоходного опрыскивателя. Однако в ходе расчета возникли определенные трудности с выбором оптимального значения угла давления, т.к. существующие рекомендации позволяют выбрать его приблизительно для ограниченного числа зубьев ведущих колес. Некорректный выбор этого угла может привести к критическому изменению высоты зубьев, что нарушит работу зацепления. Данная работа направленна на доработку методики, а именно создание графоаналитического метода определения оптимального угла давления. Для этого с помощью расчетной схемы и уравнений сил и моментов в зацеплении получена аналитическая зависимость для определения диапазона угла давления, при котором силы, действующие на цевку, будут уравновешивать друг друга. Построена графическая зависимость этого угла от соотношения сил в зацеплении, видов и свойств материалов элементов зацепления применительно к шасси самоходного опрыскивателя. На примере этой машины графически определено оптимальное значение угла давления. Сформированы направления дальнейших исследований, включая экспериментальные исследования и интеллектуализацию процессов в гусеничном зацеплении и ходовой системе в целом.

Литература:

1. Шарипов В. М., Апелинский Д. В., Арустамов Л. Х. и др. Тракторы. Конструкция. — М.: Машиностроение, 2012. — 790 с.

2. Шарипов В. М., Измайлов А. Ю., Дорохов А. С. и др. К вопросу создания отечественного гусеничного трактора для современного сельскохозяйственного производства // Тракторы и сельхозмашины. — 2018. — № 2. — С. 17–25.

3. Федоткин Р. С., Бейненсон В. Д., Крючков В. А. и др. Исследование жесткости резиноармированных гусениц сельскохозяйственных тракторов при растяжении и изгибе // Тракторы и сельхозмашины. — 2015. — № 12. — С. 9–14.

4. Платонов В. Ф. Динамика и надежность гусеничного движителя. — М.: Машиностроение, 1973. — 235 с.

5. Федоткин Р. С., Крючков В. А., Бейненсон В. Д., Парфенов В. Л. Методика проектирования ведущих колес цевочного зацепления с резиноармированными гусеницами тяговых и транспортных машин // Тракторы и сельхозмашины. — 2017. — № 3. — С. 24–32.

6. Богданов К. А., Крючков В. А., Федоткин Р. С. Проектирование профиля зубьев ведущих колес цевочного зацепления с резиноармированными гусеницами тяговых и транспортных машин // Будущее машиностроения России: сб. докл. Десятой Всероссийской конф. молодых ученых и специалистов (с международным участием). — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. — С. 487–490.

7. Шарипов В. М., Федоткин Р. С., Крючков В. А. и др. Экспериментальная проверка достоверности методики проектирования ведущих колес цевочного зацепления с резиноармированными гусеницами // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. — 2017. — № 3 (33). — С. 76–81.

8. Медведев М. И. Гусеничное зацепление тракторов. — М.: Машгиз, 1959. — 249 с.

9. Годжаев З. А., Федоткин Р. С., Крючков В. А. и др. Разработать конструкторскую документацию и макетный образец ходовой системы роботизированного самоходного шасси мощностью до 10 кВт // Отчет о НИР ФГБНУ ФНАЦ ВИМ. — М., 2016.

10. Шарипов В. М., Городецкий К. И., Федоткин Р. С. и др. Гидрофицированное натяжное устройство // Патент РФ № 146163. 10.10.2014. Бюл. № 28.

11. Даштиев И. З. Конструкции элементов из полимерных композиционных материалов ходовой части быстроходных гусеничных машин. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. — 108 с.

Цевочное зацепление, предназначенное изначально для металлических гусениц, в настоящее является наиболее распространенным в конструкции тяговых и транспортных машин с резиноармированными гусеницами (РАГ), имеющими неоспоримые преимущества над гусеницами других типов [1–3].

Причем узел гусеничного зацепления (рис. 1) еще в большей степени подвержен влиянию повышенных динамических нагрузок при комплектации машины РАГ ввиду их значительных конструктивных отличий от металлических гусениц, включая продольную податливость и отсутствие силового равновесия цевки на ВК [4–7].

Это приводит к интенсивному накоплению повреждений и отказов элементов гусеничного зацепления, особенно зубьев ведущих колес (ВК), за счет повышенного трения о рабочие поверхности цевок.

Очевидна необходимость методической проработки процесса проектирования ВК под РАГ. Методика, учитывающая особенности конструкции РАГ, отработана [5, 6] и апробирована в конструкции шасси самоходного гусеничного опрыскивателя, что подтверждено экспериментальными исследованиями [7]. Однако при проектировании ВК возникают трудности с определением оптимальной величины угла давления, характеризующего передаточную способность всего узла. Существующие рекомендации позволяют определить это значение приблизительно для ВК с ограниченным числом зубьев (10–14).

Угол давления имеет большое значение в обеспечении работоспособности узла зацепления и ходовой системы в целом: влияет на вход и выход цевок из зацепления и устойчивое положение цевки при движении по дуге охвата (т. е. на обеспечение силового равновесия между цевкой и зубом ВК). При малых значениях угла давления затруднен вход и выход цевки из зацепления (т. к. зуб приближается по форме к прямоугольнику). При слишком больших значениях угла давления уменьшается высота зуба вплоть до критической, что может быть причиной спадания гусеницы с ВК.

Исходя из вышесказанного, уточнение значения угла давления при проектировании ВК цевочного зацепления является весьма актуальным.

Для Цитирования:
Федоткин Р. С., Богданов К. А., Крючков В. А., Овчаренко А. С., Уточнение геометрических параметров зубьев ведущих колес цевочного зацепления с резиноармированными гусеницами ходовой системы трактора. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: