Бурное развитие современных информационных технологий привело к тому, что конфиденциальная информация зачастую становится доступной тем, для кого она не предназначена. Касается это и отелей, причем наиболее эффективным средством борьбы с утечкой информации является введение в гостинице режима коммерческой тайны, то есть принятие правовых, организационных, технических и иных мер по охране конфиденциальности тех или иных сведений, к которым сотрудники гостиницы получают доступ в ходе исполнения своих трудовых обязанностей.
Что же такое коммерческая тайна и как именно необходимо защищать конфиденциальность составляющих ее сведений? В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Информацией, составляющей коммерческую тайну, могут быть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Таким образом, если в гостинице отсутствует режим коммерческой тайны, то отсутствует и сама коммерческая тайна, и работники могут свободно и без какихлибо негативных для себя последствий передавать любые сведения любым лицам, в том числе и представителям гостиниц-конкурентов. Для того чтобы ввести в гостинице режим коммерческой тайны, необходимо осуществить ряд организационных мероприятий и разработать специальный пакет документов. Для начала необходимо четко определить сведения конфиденциального характера, которые будут составлять коммерческую тайну гостиницы. Причем тут необходимо учитывать, что ст. 5 Закона о коммерческой тайне содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Это сведения: содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования гостиницы, безопасности каждого гостя и сотрудника и безопасности населения в целом; о численности и составе работников гостиницы, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест; о задолженности администрации гостиницы по выплате заработной платы и иным социальным выплатам; о нарушениях администрацией гостиницы законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлены федеральными законами.